Когда мы всей семьей ездили за грибами, ты уже любил свою тетю Лену?

11.05.2019 5:05 0
Когда мы всей семьей ездили за грибами, ты уже любил свою тетю Лену?

В ТЮЗе «Дилижанс» состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам». Удивительно, оказывается, это уже одиннадцатая в стране постановка пьесы Анастасии Букреевой!

Впервые в формате читки пьеса была представлена на театральном фестивале «Пять вечеров» имени Володина, проходившем в Санкт-Петербурге в начале 2017 года, а уже осенью – на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в Москве. В том же году состоялась ее первая постановка в кемеровском драмтеатре и читка в тольяттинском «Колесе».

На тот момент – декабрь 2017-го – актеры «Дилижанса» уже начали работу над постановкой. В июне 2018-го эскиз спектакля стал победителем девятого фестиваля «Премьера одной репетиции», организуемого ТЮЗом. И вот, наконец, премьера!

Во время телемоста с тольяттинцами Анастасия Букреева призналась, что писала пьесу, ориентируясь вовсе не на подростков. И восемь постановок по России только за 2018 год, просто триумфальное шествие, состоялись не только в ТЮЗах. Правильнее будет сказать, что это спектакль семейный.

Это почти моноспектакль, главному герою 15 лет, и он переживает апокалипсис – отец уходит из семьи. Рушится семейная идиллия, подросток Саша, именующий себя Мотом, находит образец для подражания – женщину, живущую в подземном переходе. Она молчит, как Ганди, индийский мыслитель и политик, принявший такую аскезу. Это впечатляет парня.

Молчание – это протест. Когда люди говорят, они слишком много лгут. Молчание Мота (Петр Зубарев) на самом деле – страстный внутренний монолог, во время которого он рассуждает о проблемах, которые могут казаться несерьезными. Куда деваются отходы жизнедеятельности космонавтов, и обязательно ли убивать белочку, чтобы сделать художественные кисти?
Но его хаотичный мыслительный процесс начинает формировать незаурядную личность. Если делать какую-нибудь сомнительную вещь, например, предлагать подгоревший торт или мыться в фонтане на виду у прохожих, нужно делать это уверенно. Если предавать, то сразу и честно:

– Когда мы всей семьей ездили за грибами, ты уже любил свою тетю Лену?!

Почему молчит бездомная Лиза, и правда ли Ганди делал это именно по субботам? Это можно узнать, посмотрев спектакль. На первую постановку были приглашены педагоги, им судить, достаточно ли зрелы их подопечные, чтобы сделать верный вывод из спектакля, в котором нет хеппи-энда.

Кое-кто из зрителей во время фестиваля высказывался за изменение концовки. По их мнению, нехорошо, что Мот уходит жить в подземный переход. Но нельзя изменить весь печальный ход жизни и избежать апокалипсиса. Лиза (Екатерина Зубарева) умирает, обняв своего плюшевого мишку, дед (Андрей Пономарев) бесследно исчезает, впав в маразм, сестра Мота Катя (Ася Гафарова) бросает любимое занятие танцами из-за болезни, мама (Ирина Храмкова) уходит к какому-то хмырю Володе. А папа (Максим Никлус), хоть и бросает свою «несекретаршу», все равно возвращается в опустевшую квартиру…

Режиссер Екатерина Зубарева поставила бит-драму. Вообще-то очень интересно было следить за формированием спектакля, его сценографии и звука. Постановка в рамках прошлогоднего фестиваля состоялась в торговом центре на фоне эскалатора. Он уносил выходящих из действия героев. У кого-то из зрителей возникла ассоциация спектакля с известнейшей картиной Малевича. Актеры недостаток движения компенсировали вокализами.

И вот что из всего этого вышло. Спектакль играется в малом зале, обтянутом темной тканью – черном квадрате. Центр сцены – двери поезда метро, который так же, как эскалатор, уносит героев. Мы слышим звуки объявлений, гул тоннеля. Вокал вышел на первый план. Отрывистые партии, в которых угадываются знакомые мелодии, исполняются вживую актерами а капелла.
Бит – слово многозначное. Это и музыкальное течение 60-х годов, из которого выросли техно, хаус и рэп, и жесткая музыкальная единица, отрывок такта. А в театре – небольшой промежуток между репликами и действиями. Звуковое оформление спектакля создает ощущение неумолимого времени, которое может тянуться бесконечно для Лизы, стоящей в переходе, и мчаться мимо, как поезд в тоннеле…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 17 (1248) 08.05.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вниманию посетителей! Мы временно отключили возможность комментирования новостей в связи с частыми призывами к противоправным действиям и насилию со стороны некоторых посетителей. Надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция "Осведомителя".

 
Последние новости