Зигмунд Фрейд: научное толкование сновидений

03.05.2021 22:05 1

Книга Фрейда «Толкование сновидений», изданная в 1899 году, стала настоящим бестселлером среди дам того времени.

Дело в том, что женщины приняли книгу за еще один сонник. Но это был отнюдь не сонник. Превыше всего для ученого была наука. И психоанализ свой он разработал, стремясь найти объективные законы душевной жизни, проникнуть за слова и ложное самомнение, узнать о человеке то, что он сам о себе не знает. Он обнаружил бессознательное и поверил ему больше, чем сознанию. И по ту сторону сознания открылись свои законы. С того времени психология стала наукой.

Для своего времени воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими. На протяжении всей его жизни они не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

В советские времена Фрейдом пугали студентов и маститых ученых. Его теория сексуальности как движущей силы поведения и личностного развития не выдержала испытания временем. Кроме того, в СССР «не было секса» — не было и Фрейда. И только перестройка вернула этого автора в широкий оборот.

Интерес к биографии и теориям учёного не угасает и в наши дни. Если бы метод психоанализа разработал раньше кто-то другой, доктор Фрейд мог бы стать для практикующего психоаналитика интереснейшим пациентом, полностью подтверждающим и его основополагающий принцип: все проблемы человека — из детства. Учитываются, конечно, особенности личности, физиология.

Ведь самые ранние впечатления, со временем подзабытые (вытесненные в подсознание), продолжают управлять поступками взрослых, нередко вступая в конфликт с реальностью. Это и становится причиной психологических и даже психиатрических расстройств. Так считал Фрейд, который вывел теорию из впечатлений своего детства и проблем, с которыми он столкнулся в своей долгой и довольно странной жизни.

Выводы из анализа своей судьбы он распространил на всех — и в этом оказался наиболее уязвим: далеко не все ученики стали его последователями. Иные и вовсе подались в ярые антагонисты, называя психоанализ «лженаукой», «неадекватными бреднями» и «мошенничеством». Тем не менее, его оппонент, выдающийся психотерапевт Виктор Франкл, автор книги «Человек в поисках смыслов», в 20-е годы ХХ века признал: «Психо¬анализ будет фундаментом для психотерапии будущего. Поэтому сделанное Фрейдом ни с чем не сравнимо».

И был прав. Но читая Фрейда сегодня, рискуешь разочароваться. В его текстах не находишь ни глубины и эрудиции Юнга, ни афористичности Франкла, ни провидческого энтузиазма Маслоу, ни стереоскопичности Фромма… Фрейд — это старомодный академизм. А еще — прекрасный литературный стиль.

Однако не из-за стиля же мировая психология столько лет оглядывается именно на этого человека? Почему его имя ставят в один ряд с именами Коперника и Дарвина, Моисея и Эйнштейна? Почему Фрейд стал героем и массового сознания, а наука не перестает сомневаться, научен ли психоанализ? Почему с ним скрещивают копья авторы новых идей и подходов?

Давайте в преддверии юбилейной даты со дня рождения доктора Фрейда попробуем ответить на эти вопросы.

Родом из детства

Что же такого в детстве Фрейда позволило ему сделать величайшее для своего времени научное открытие, которое перевернуло прежние представления о внутренней жизни человека? Лишь из-за распрей в Нобелевском комитете это открытие не получило высшую в мире награду. Причина крылась в исключительности личности самого Фрейда.

Он родился 6 мая 1856 года и был первым ребенком в многодетной еврейской семье, которая в поисках лучшей доли переехала из захолустного Фрайберга в Вену. Раньше этот городок входил в состав Австрии, сейчас он находится в Чехии.

Мать Сигизмунда, темпераментная красавица-одесситка Амалия Натансон, была вдвое моложе своего мужа Якоба Фрейда — мелкого торговца тканями, вдовца с двумя взрослыми сыновьями. Мальчик обожал мать, но не раз был свидетелем унижений, которые безропотно сносил его отец. Жена унижала его за неспособность обеспечить семье достойную жизнь, жители Вены — за еврейство, кредиторы — за долги. Отец склонял голову, сын презирал и ненавидел его. Так в юноше сформировался комплекс, который доктор Фрейд позже назовет эдиповым.

Сигизмунд родился чрезвычайно волосатым. Это считалось аргументом в пользу выдающейся судьбы ребенка. В семье к нему и относились как к вундеркинду. Так сформировался еще один комплекс, определивший его судьбу, — комплекс гениальности, в его случае тождественный мании величия. Фрейд всегда и во всем должен был быть первым и лучшим, не терпел соперничества и инакомыслия, стремился к богатству и славе, для чего не жалел ни себя, ни близких.

Обстановка в семье была далеко не благополучной. Позднее Зигмунд писал, что не было в ней ничего, достойного воспоминаний. Жили впроголодь, в крошечной комнате; в семье после него еще родились шесть девочек и два мальчика. Старший ребенок слышал (а может, и видел), как они «делаются». И всю жизнь к сексу Фрейд относился двойственно: с вожделением и отвращением. Это противоречие легло в основу его теории происхождения неврозов, которые он объяснял неудовлетворенным либидо

Сон в руку

До 30 лет, до женитьбы на Марте Бернейс, Зигмунд оставался девственником, от чего страшно страдал и даже признавался невесте, какими демонами одержима его плоть. Их помолвка длилась пять лет. За это время жених написал более 1,5 тыс. писем, в которых наставлял невесту в нормах морали, руководил ее чтением, анализировал их чувства, ревновал и упрекал за кляксы. Медовый месяц после венчания в 1886 году они провели в Любеке. За несколько лет до этого Любек снился Зигмунду как город, где он потеряет девственность. Так было положено начало одному из главных трудов Фрейда «Толкование сновидений».

Женившись, Фрейд успокоился, добился научного признания и получил постоянную практику — а через десять лет счастливого брака отказался от интимных отношений. И не только с женой, которая родила ему шестерых детей и могла наскучить, но и с кем бы то ни было.

Во-первых, Фрейд считал, что разумнее использовать энергию не на любовные утехи, а на обожаемую науку. Во-вторых, следующие роды могли пагубно сказаться на здоровье Марты, чего он панически боялся. А жена ему досталась великолепная: за 53 года они поссорились всего один раз, да и то из-за рецепта приготовления грибов. Она и отказ от интимных отношений приняла безропотно.

Фрейд с удвоенным рвением взялся за науку, и родилась теория сублимации — переноса сексуальной энергии на другую деятельность. Тут он порой доходил до абсурда, видя даже в вязании носков сублимацию неудовлетворенного желания.

Скелеты в шкафу

Фрейд говорил, что семья — это «сфинкс, загадки которого разгадывать небезопасно». В этом был и его личный опыт. Филипп, старший брат Фрейда по отцу, считался женихом его матери Амалии Натансон, но она забеременела от Якоба. Филипп жениться отказался, и еврейская община заставила это сделать Якоба. После рождения Сигизмунда (впоследствии Зигмунда), чтобы не акцентировать внимание на национальности, Филипп возобновил отношения с Амалией, и она родила от него дочь Анну.

По слухам, Фрейд состоял в близких отношениях с родной сестрой своей жены Миной. Они и вправду были близки духовно; насчет плоти ничего не известно. По легенде, у Мины даже начались роды, но беременность была ложной, что и сообщил Фрейду вызванный акушер. Может, Фрейд лечил ее от невроза, но Мина жила в доме ученого, и Марта никогда не устраивала сцен ревности.

Фрейд был равнодушен к своим детям, а сыновей недолюбливал. Благосклонностью пользовалась только младшая Анна, после рождения которой он отказался от секса. Она с детства интересовалась его работой, с 13 лет ассистировала на сеансах психоанализа, а позже стала верной и последовательной ученицей.

Как-то в докладе она упомянула пациентку, которая питала сильное сексуальное влечение к отцу. Эти слова были ею сказаны о себе. Анна признавалась, что не может противиться воле отца и испытывает от своей покорности наслаждение. У нее никогда не было семьи, нереализованные материнские чувства она сублимировала в занятия детским психоанализом.

Фрейд всю жизнь боялся бедности.

Весьма болезненно относился к критике и чужому мнению вообще.

Был страстным коллекционером древних артефактов.

С молодости пристрастился к кокаину, посчитав его панацеей от всех болезней. Выкуривал в день 20-30 кубинских сигар. Наркотик не стал панацеей, а курение спровоцировало рак нёба, которым ученый страдал с 1923 года: не помогли и 35 операций.

Тяжкий недуг Фрейда (рак неба) до самой смерти был тайной, оберегаемой семьей и лечащим врачом. Ученый отпустил бороду и усы, чтобы закрыть шрамы от операций. Скрывая перемену голоса и проблемы с дикцией, он перестал выступать на публике. С пациентами общалась Анна. Замечал все верный пес чау-чау по кличке Жо-Фи — он чуял тяжелый запах больного и уползал в дальний угол. Но шел к Фрейду по первому зову.

Прямая речь

Вот несколько кратких тезисов Зигмунда Фрейда, которые много расскажут о нас самих.

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри…»

«Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.»

«К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.»

«Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».

«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его».

«Любящий многих — знает женщин, любящий одну — познаёт любовь».

«Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»

«К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят».

«В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги».

«Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности».

«Зависть разрушительна».

«Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование».

«Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное — дело вкуса».

«Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и — глупость».

«Сновидения — это королевская дорога в бессознательное».

«Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может».

«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас».

«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

«Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя».

«Первым признаком, говорящим о начинающемся слабоумии, является потеря стыда».

«В тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным».

«Быть абсолютно честным с самим собой — хорошее упражнение для ума».

«Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить».

«Там, где было «Оно», должно стать «Я»».

Пять ключей к пониманию Фрейда

1. В нас заключено гораздо больше, чем мы осознаем

Помимо всего того, что мы можем сами в себе наблюдать, в нас идут бессознательные процессы и хранятся пласты опыта, недоступные нашему сознанию. Опытный психоаналитик может отчасти реконструировать их по фрагментам сновидений, нарушениям поведения в обыденной жизни: оговоркам, ошибочным действиям, забытым намерениям, продуктам творчества.

2. Три в одном…

Душевная жизнь, по Фрейду, — постоянная борьба и конфликты. На этом ринге сходятся три «психические инстанции»:

1) «Оно» — совокупность желаний и влечений, питающих энергией все наши действия;

2) «Сверх-Я» — совокупность усвоенных социальных запретов и ограничений, не дающая многим желаниям и влечениям проявляться напрямую;

3) «Я» — рациональный посредник, позволяющий найти окольные пути удовлетворения влечений.

3. Сексуальное влечение — основной мотив наших действий

В конечном счете, силы, побуждающие человека, берут начало из единого корня — либидо, или сексуального влечения, и большая часть действий может объясняться его трансформациями. Если либидо не проявляется напрямую из-за социальных и моральных запретов, оно находит выход окольными путями, проявляясь в содержании сновидений, невротических симптомах, творчестве и т.д.

Помимо либидо Фрейд выделял также влечение к самосохранению, а в поздних работах -влечение к смерти.

4. Осознать, чтобы исцелиться

Аналитическая работа по выявлению подлинных причин психологических нарушений помогает понять то, что раньше не осознавалось. Как результат — исцеление или существенное улучшение состояния. Это — главная мысль работы «Я и Оно», написанной Фрейдом в 1923 году.

Последние десятилетия «правильная» психоаналитическая терапия, соответствующая всем канонам, вызывает скорее критическое отношение — из-за запредельной длительности, дороговизны и сомнительных философских посылок. Другие виды психотерапии по эффективности не уступают классическому психоанализу. Многие их не различают, называя любую психотерапию «психоанализом». Правда в том, что почти все они вышли из дома, который построил Фрейд, и из принципа осознания неосознанного.

5. Самообман как способ самозащиты

Фрейд ввел понятие «психологической защиты» — системы механизмов самообмана, позволяющих нам не осознавать того, чего не хочется, например собственных желаний, несовместимых с представлением о себе.

Эти механизмы подробно описаны самим Фрейдом и его учениками. К ним, в частности, относятся проекция (приписывание другим того, чего не хочется признавать в себе) и сублимация (реализация либидозных желаний в символической форме, например через юмор и в художественном творчестве). Вся культура человечества, в том числе искусство и религия, являются, по Фрейду, продуктами сублимации.

Наперекор себе

Фрейд был ярым поборником независимости личности: от обстоятельств, женщин, денег, пристрастий и т.д. Лишь полная свобода, считал он, позволит человеку реализовать себя полностью.

В 1937 году пришедшие к власти нацисты сожгли все опубликованные к тому времени в Европе труды Фрейда. Ученый лишь усмехнулся: «Прогресс налицо! В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут только мои книги». (Сейчас труды Фрейда, а также исследования о его жизни и работе издаются самыми большими тиражами среди всех ученых-психологов).

Вскоре после начала Второй мировой Фрейду пришлось покинуть Австрию, где начали истреблять евреев, и перебраться с женой и младшей дочерью Анной в Великобританию. Страдания ученого были уже невыносимы, и он попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание и, когда придет время, прервать его мучения. Шур сдержал слово и 23 сентября 1939-го ввел Фрейду смертельную дозу морфия.

Тело основателя психоанализа кремировали и по его завещанию поместили в этрусскую вазу III в. до н.э., которую своему психоаналитику и учителю подарила Мари Бонапарт, принцесса Греческая и Датская, правнучатая племянница императора Франции. А через 12 лет прах верной жены Марты попал в ту же вазу, которая хранилась в мавзолее при лондонском крематории Голдерс-Грин. В новогоднюю ночь 2014 года неизвестный разбил урну. Его не поймали, личность вандала и его мотивы не установили. Но есть основания полагать, что он страдал неврозом: победить неврозы пока не удалось даже психоанализу. Останки супругов укрыли понадежнее.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Литература:

Его труды в хронологии написания:

«Исследования истерии» (1895),
«Толкование сновидений» (1899),
«Психопатология обыденной жизни» (1901),
«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905),
«Три очерка по теории сексуальности (1905),
«Бред и сны в «Градиве» Йенсена» (1907),
«Поэт и фантазирование» (1907),
«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910),
«Тотем и табу» (1913),
«Введение в нарциссизм» (1914),
«Жуткое» (1919),
«По ту сторону принципа удовольствия» (1920),
«Будущее одной иллюзии» (1927),
«Достоевский и отцеубийство» (1928),
«Недовольство культурой» (1930),
«Психология масс и анализ человеческого «Я»»(1921),
«Я и Оно» (1923),
«Экономическая проблема мазохизма» (1924),
«Моисей и монотеизм» (1939),
«Голова Медузы» (1940).

О нем:

1. Бабен П. Зигмунд Фрейд. Трагик в возрасте науки/Пьер Бабен/ Пер. с фр. Елены Сутоцкой. — М.: «АСТ», 2003. — 144 с. — (Серия «Наука. Открытие»).
2. Берри Р. Зигмунд Фрейд. Путеводитель для начинающих. Жизнь и учение основателя психоанализа/Рут Берри. – М.: «Гиппо», 2010. — 128 с.
3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты /Джеймс Браун/ Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», 1997. — 304 с. — (Серия «Актуальная психология»).
4. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа /Фриц Виттельс/Пер. с нем. Г. Таубмана. – М.: « КомКнига», 2007. — 200 с. .
5. Дадун Р. Фрейд/Роже Дадун. — М.: «Х.Г.С», 1994. — 512 с.
6. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда/Эрннест Джонс/ Пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: «Гуманитарий АГИ», 1996. — 448 с.
7. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
8. Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы Международной псиоаналитической конференции. 16-17 декабря 2006 г. Москва / Под ред. А. Н. Харитонова, П. С. Гуревича, А. В. Литвинова. — В 2 т.т. — М.: «Русское психоаналитическое общество», 2006. — 421 с.; 503 с. Тираж:1000 экз.
9. Касафонт Х. Р. Зигмунд Фрейд / Хосеп Рамон Касафонт/Пер. с исп. А. Берковой. — М.: «АСТ», 2006. — 253 с. — (Серия «Биография и творчество»).
10. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954). — М: Гнозис/Логос, 1998.
11. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955). — М: Гнозис/Логос, 1999.
12. Леонтьев Д. Зигмунд Фрейд, великий и ужасный/ Дмитрий Леонтьев//Psychologies.- 2006.- №5.
13. Лыкова И. Зигмунд Фрейд: чего больше всего боялся основатель психоанализа/ Ирина Лыкова// Караван историй. — 2015.- №5.
14. Люкимсон П. Фрейд: история болезни. — М.: «Молодая гвардия», 2014. — 461 с., ил. — (Серия «Жизнь замечательных людей»; Вып. 1651 (1451). — Тираж: 5000 экз.
15. Маркус Г. Зигмунд Фрейд и тайны души. Биография / Герорг Маркус/ Пер. с англ. А. Журавеля. – М.: «АСТ», 2008. — 336 с.
16. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 348 с.
17. Надеждин Н. Зигмунд Фрейд. За гранью сознания/Николай Надеждин. – М.: «Майор», 2011. — 192 с. — (Серия «Неформальные биографии»).
18. Психодинамическое направление: Зигмунд Фрейд //Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение /Пер. С. Меленевской, Д. Викторовой. — СПб: Питер Пресс, 1997.
19. Стоун И. Страсти ума. Биографический роман о Зигмунде Фрейде/Ирвин Стоун / Пер. с англ. И. Усачёва. — М.: «АСТ», 2011. — 864 с.
20. Феррис П. Зигмунд Фрейд/Пол Феррис /Пер. с англ. Екатерины Мартинкевич. — Минск: «Попурри», 2001. — 448 с. .
21. Штеренсис М. Зигмунд Фрейд/Михаил Штеренсис . – М.: «Феникс», 2012. — 160 с. — (Серия «След в истории»).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вниманию посетителей! Мы временно отключили возможность комментирования новостей в связи с частыми призывами к противоправным действиям и насилию со стороны некоторых посетителей. Надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция "Осведомителя".

 
Последние новости