13 октября – Григорий
«На Григория жгут старую солому из постелей, набивают новою» (Даль). Ну, это там, где зерновые поспевают попозднее.
Ну не гигиенично ли это – ежегодно соломку-то в постелях менять? Вон в барских перинах пух не только годами, а чуть ли не десятилетиями не менялся – представляете, сколько там вот уж поистине нечисти всяческой скапливалось?
Григорий – это канун Покрова, начала свадеб и радостей супружества.
14 октября – Покров
Первое зазимье. Замужним бабенкам на Покров – лихо, потому как не все к зиме прибрано. А красным девицам – праздник: ну это особливо кто на выданье.
Приметы:
«Каков Покров – такова и зима: ветер с севера – к холодной зиме, с юга – к теплой, с запада – к снежной, при переменном ветре и зима будет непостоянной».
«На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». А посему наши деды-прадеды такой советец селянину давали: «На Покров натопи избу без дров». Ну, то бишь утепли свое жилище: привали завалинки, проконопать пазы, промажь оконные рамы. Да и ставни подправь! Все какое-никакое, а тепло, и его зимним ветром из избы не выдует.
«Придет Покров – девки голову покроют», ну то бишь замуж повыйдут, и отойдет им лафа с непокрытой головой ходить, своими косами мужской пол смущать. А замуж-то все равно хотелось, а посему они просили-клянчили:
«Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!» Знать, женишок-то потеплее пухового одеяльца считался у них. А дабы такое «покрытие-утепление» наверняка было, они в этот день спозаранку бежали в церковь ставить свечечку к иконе Божией Матери. Такое поверие было: кто раньше свечку поставит, та и замуж раньше выйдет. Аскульский батюшка, сказывают, каждый раз подшучивал над ними: «Вы бы, девоньки, каждый день вот так в Божий храм-то поспешали!..»
15 октября – Куприян и Устинья
Этим святым молятся о спасении от нечистой силы, чар, наваждения, от злых духов. Особенно в этом уповают на священномученика Киприана. До того, как стать на путь Христа, он верно служил сатане-дьяволу. Был магом! И излечить, и уморить мог.
17 октября – Ерофей
В старину так говаривали: «На Ерофея и зима шубу надевает». С этого дня обычно устанавливаются холода. Недаром же такие присказки бытовали: «На Ерофеев день только «ерофеич» кровь греет». Так вот на Руси уважительно водочку, настоянную на травах, именовали.
У Даля: «На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются» (пропадают до будущей весны). Словом, с лесом расстаются, в «подполье» на зиму-то, знать, уходят. Оно и понятно: чем в зимнем лесу сопли морозить, когда в лес ни девки, ни молодые бабенки не наведываются и потешиться не над кем. Невольные свидетели, оказавшиеся в этот день в лесу, в старые времена рассказывали об этих холодящих душу бесчинствах лесной «шатии-братии». Не только мелкое зверье, а и медведи, волки и лоси, говорили, не знали, куда податься со страху. А посему мой дед Алексей Яковлевич, заядлый охотник и бортник, в сей неурочный день почитал за благо оставаться дома. Хоть и не робкого десятка был.
Это все в старину, а в наше время как? А кто сознается-то? Чтоб на все село посмешищем стать?! Это случилось более полувека тому назад. Мой отец Николай Алексеевич работал тогда ремонтером на стратегического значения шоссейной дороге Москва – Куйбышев. И вот однажды возвращается он домой вечером. Что за чертовщина? Глазам своим не верит: из Барских березок по направлению к урочищу «Штаны» (там два оврага, поросших лесом, сливаются в один – ну как есть по виду штаны) через Гасильную часовню (это в версте от Аскул) шла, переваливаясь с боку на бок, огромная бабища, вся поросшая шерстью. Три войны прошел ефрейтор, две медали «За отвагу» заслужил, а струхнул фронтовик. Короткими перебежками, кустами вдоль опушки, вспомнив армейскую выучку, родитель мой благополучно разминулся с лесачихой (снежной бабой?).
Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»