Не была в театре много лет, насчитала целых шесть. Раньше часто ходили с родителями.
До сих пор помню Жозефину в исполнении Анны Самохиной, а Наполеона играл наш тольяттинский актер – Виктор Дмитриев. Вдвоем на сцене, целых два часа они держали весь зал. Мы плакали, сопереживали, тут же смеялись. Видимо, вот оно – настоящее искусство. А может, просто качественная работа? Не халтура.
В старших классах школы учительница по литературе часто вытаскивала нас в местный театр. Она была театралкой, ну и нас заодно приучала. Большой плюс ей за это. Ругала, что брали с собой чипсы в шуршащих пакетах, колу в жестянках. Нам было не до великого искусства, хотелось суррогатной еды, а вместо театра нужен был кинотеатр.
Не помню уже ни деталей, ни героев, ни убийцу (ходили тогда на «Мышеловку» Агаты Кристи). Но помню, что после этого спектакля вдруг стала покупать билеты в театр. И уже не брала с собой чипсы. Папа подарил театральный бинокль, и я была счастлива. Но это так, предыстория.
С друзьями мы на днях попали в молодежный драматический театр на постановку со странным названием «Тетки». Я же очень хотела попасть на «Гамлета». Но даты, явки, пароли не совпадали с графиками. И приняли решение идти на «Теток».
В МДТ была впервые, и скажу, что ремонт в театре добротный, гардероб интеллигентный, кресла в зале очень удобные. А вот спектакль…
Давайте, чтобы только без обид, без криков. Это мое мнение. И с ним вообще можно не соглашаться. Просто выражу свое отношение к этой современной постановке. Я не критик, не сценарист, не режиссер, не преподаватель. Я, наверное, тот, который более важен, чем все перечисленные. Я – ваш зритель. Ваш смотритель и слушатель. Я народ, точнее, его часть.
– Пипл хавает, – высказалась после просмотра этой комедии моя подруга.
– Мы, может, другие? Неужели всем пришедшим всё понравилось?!
– Соседи колоритнее на кухне ругаются.
– И верится сильнее в их ругань, она же от души! А не по принуждению, в субботу, в 18:00. Ссоры и конфликты же невозможно спланировать.
Мне очень понравилась мнение еще одного знакомого, он тоже ходил на эту постановку:
– Нет, актеры сыграли отлично! Здесь больше вопросов к режиссеру, сценаристу, автору текста. Он такое пропустил. Для чего? Для кого? Получается, для нас. Сейчас же есть мнение, что классика никому не нужна. Вот и ставят фальшивые разборки на кухне. Всем нравится.
– Но ведь и актеры читали этот текст, учили его, прежде чем выступать? Всех всё устроило, значит?
В театре у каждого есть редкая возможность видеть и ощущать, как на наших глазах совершается что-то гораздо больше нас самих.
Я не увидела. Нет. Мы пришли на лавку перед подъездом в самый неблагополучный городской микрорайон. И два с половиной часа слушали бранные слова, обзывательства и крики. Не буду здесь приводить все эти слова, фразы: не хочу. Одного раза достаточно.
С другой стороны, вот мы пришли в театр – и нам не понравилось. Так? Ну, все-таки точно не стоит делать вывод о театре по одному спектаклю. Как минимум нужно сходить еще разок. И – важно! – на постановку другого режиссера.
Если спектакль, который нам не понравился, поставил не главный режиссер театра, то спокойно идем на любой другой. Скорее всего, театр захотел экспериментов и пригласил кого-то со стороны.
Еще, возможно, спектакль не понравился именно потому, что режиссер пытался быть «не как все» и совершенно забыл про зрителей. И он не прав.
А может, мы просто пришли «не в том настроении»? Мы попадаем в театр при разных условиях. Нам подарили билеты или мы купили их месяц назад, не предполагая, что в назначенный день случится что-то неприятное. Приходим в театр уставшими и раздраженными. И может, в том, что спектакль нам не понравился, виноваты вовсе не актеры и режиссер?
Всегда есть «но».
Искусство может быть каким угодно: авангардным или традиционным, но, по большому счету, единственный критерий этого искусства – качество постановки. Если она талантливо сделана, то, независимо от формы, мы всё равно ее оценим по достоинству.
Давайте остановимся на таком слове, как «ненатурально». Если не можете соотнести себя с героями постановки, понимаете, что не сталкивались с такими людьми в жизни, они кажутся вам пластиковыми, фальшивыми, то вы смотрите плохой спектакль.
В хорошем – перед вами действительность, вывернутые человеческие чувства, мысли, мотивы, поступки, конфликты. Вам всё покажут до самого донышка. И, может быть, вы даже задумаетесь о чем-то очень важном. Что, согласитесь, никогда не лишнее.
Алина Нестерова, «Вольный город Тольятти», № 10 (1241) 15.03.19