Только со временем понимаешь ценность фильмов, в которых они играли и проживали жизнь своих героев так, как никто другой. Будь то комедия или тяжелая драма, мы знали, что поход в кинотеатр обернется для нас новым жизненным опытом, а мы станем чуточку лучше. Ведь советское кино во главе с блестящими актерами учит быть настоящим человеком, позволяет расширить границы и без того богатой русской души.
Давайте сегодня вспомним любимца миллионов советских зрителей – Андрея Миронова. Он был разноплановым актером, который мог сыграть волшебника или мерзавца, застенчивого милиционера или прохиндея-контрабандиста, высоконравственного героя или негодяя. Пересматривая фильмы с его участием, можно постоянно восхищаться тем, насколько глубоко он чувствует и переживает своего героя.
Изучая биографию Андрея Миронова, можно наткнуться на несоответствие даты рождения. Где-то указано 7 марта, а где-то 8 марта 1941 года. Кто-то может сказать, что это несущественная неточность, но в действительности этому есть любопытное обоснование.
Актер родился 7 марта, а вот в свидетельстве о рождении указано 8 марта. Так захотели его родители. Они решили, что будет очень трогательно совместить Международный женский день и день рождения Андрюши Менакера. Да, не удивляйтесь, Андрей Александрович Миронов до третьего класса средней школы ходил с фамилией отца – Менакер. А вот его мамой была Мария Миронова.
Родители будущего артиста служили в театре эстрады и миниатюр в Москве. Родители радовали зрителей эффектными музыкальными и смешными номерами. Можно даже сказать, что и Андрей с самого рождения был частью театра. Мария Миронова выступала на сцене до того самого момента, когда у нее начались схватки, и «неотложка» не увезла ее рожать прямо из театра.
Не все знают, что актер дебютировал в театре в очень раннем возрасте. В пятилетнем возрасте Миронов в первый раз появился на большой сцене, но не в качестве участника постановки! Андрюшу не с кем было оставить дома, и родители брали его на свои выступления. И вот однажды ребенка так захватило выступление мамы и папы, что он вышел из-за кулис, чтобы подойти поближе к родителям. Они услышали веселый смех и аплодисменты зрителей тогда, когда ничего смешного в выступлении не было. Обернувшись, они увидели своего сына, который был безумно увлечён их номером и не заметил того, как вышел на сцену. Это было первое появление Андрея Миронова на сцене перед зрителями…
Наверняка, на становление будущего нашего любимца повлияли частые посиделки артистов, музыкантов, режиссеров и актёров в доме его родителей. Атмосфера праздника и веселья очень нравилась юному Андрею. Он, еще будучи маленьким мальчиком, научился пародировать голоса и особенности звездных гостей. Причем с каждым днем делал это все более правдоподобней и артистичней. Он мог вносить в свои импровизации небольшие шалости, которые впоследствии станут его визитной карточкой, как актера комедии.
Когда Андрей Миронов спародировал поставленный голос гостившего у них Зиновия Гердта, то знаменитый актер поставил точный и правильный диагноз будущего ребенка: «У Вас растет настоящий талантливый актер!»
Ребенка отдали учиться в мужскую гимназию (ныне это 1278 московская школа). В это же время здесь учился в 6-м классе наш Шерлок Хомс – Василий Ливанов.
В начале 50-х годов прошлого века в нашей стране, чтобы в очередной раз отвлечь людей от существующих проблем, затеяли «борьбу с космополитизмом», проще говоря, начались гонения евреев. Отца Андрея просто вынудили покинуть театр. Александр Менакер, посоветовавшись с Марией Мироновой, принял решение, что Андрею нужно дать фамилию матери, иначе спокойно учиться и работать с такой фамилией его сыну не дадут. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.
А вот кинематограф сам нашел будущего знаменитого артиста. В 5-м классе его заметили среди зрителей, наблюдавших за съемками фильма. Его запоминающаяся внешность понравилась режиссеру Александру Птушко. Андрею предложили сыграть роль нищего ребенка, выдали ему грязные лохмотья и сказали, что он должен все это надеть на голое тело. Но чистоплотность Андрея сыграла с ним злую шутку. Он все-таки оставил белую футболку под лохмотьями. И когда нищий ребенок в оборванном костюме и белоснежной майке попал в кадр, режиссёр закричал «Стоп!», и Андрея буквально вынесли под руки со съемочной площадки. Как говорится – первый блин комом.
Этот случай только раззадорил Андрея. Он с головой окунулся во все школьные театральные постановки. Старшеклассником его приняли в театральное отделение ЦДТ (Центрального детского театра Москвы).
Неизвестно по какой причине, но родители Миронова были категорически против увлечения сына самодеятельностью и театром. Андрей Александрович буквально ушел в подпольную театральную деятельность. Его первой главной ролью был неподражаемый Хлестаков в комедии «Ревизор». Как вспоминал впоследствии актер: «Я мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им, однако боялся профессионального приговора родителей».
Мария Миронова хлопотала, чтобы сын пошел по дипломатической стезе, и надеялась, что после десятого класса он поступит в МГИМО. Но этому не суждено было произойти. Как только родители уехали из Москвы на гастроли, Андрей Миронов тайно ото всех отнес свой аттестат в Щукинское театральное училище.
Андрей несколько ночей плохо спал перед поступлением, волновался. Перед экзаменационной комиссией он так артистично декламировал басню Крылова, что в какой-то момент у него пошла кровь из носа. Это не помешало ему перечитать ее еще раз и быть успешно принятым в класс режиссера Иосифа Рапопорта.
И тут юношу словно подменили. Андрей Миронов признавал во время учебы в театральном только оценку «отлично». «Хорошо» было не для него! Его бесили и раздражали четверки, хотя их было всего три или четыре. Студент всеми своими способностями убеждал преподавателя, чтобы ему дали шанс пересдать предмет. И он исправлял все недочеты и пересдавал!
Среди студентов Андрей Миронов выделялся еще и тем, что всегда был идеально одет. Все вещи были безупречно чистыми и отглаженными. Он всегда благоухал хорошим мужским одеколоном. Кроме того, он придумал себе пунктик, что после занятий он всегда должен был уезжать домой на такси. Эта «барская» привычка обходилась ему очень дорого, приходилось часто занимать деньги и оставаться без обеда.
В театральных училищах было железное правило: пока не получишь диплом – никаких съемок в кино! За это отчисляли без каких-либо разбирательств и объяснений. И непонятно что подействовало на Миронова больше — этот строжайший запрет или желание попробовать себя в кино. Он принес свои фотографии на все киностудии, постоянно ходил на пробы, где режиссеры отбирали людей для массовых сцен или эпизодических ролей.
В 1961 году режиссер Юлий Яковлевич Райзман выделил Андрея на пробах и дал ему совсем крошечную роль в фильме «А если это любовь?». Андрей, чтобы вжиться в роль, выдумал своему герою историю. Чтобы сыграть эпизодическую роль, Миронов прожил в мыслях всю жизнь своего персонажа до этого момента. Андрей Миронов с большой радостью вспоминает ту мимолетную кинозарисовку: «Я окунулся в прекрасную и очень серьезную атмосферу съемок кинофильма».
Конечно же руководство училища имени Щукина заметило дебют своего четверокурсника в кино, и Миронов оказался под угрозой отчисления. Но все педагоги курса попросили не отчислять Андрея. Отличная учеба, харизма и заступничество учителей сделали свое дело – его не отчислили, он с отличием закончил свой альма-матер.
После окончания театрального училища Андрей, окрыленный надеждами, решил поступать в театр имени Вахтангова. Однако крылья там ему быстро подрезали, и его задор улетучился после того, как его туда не приняли.
Стать одним из лучших комедийных актеров страны помог случай. Андрей со своими родителями был приглашен на торжественный вечер к драматургу Арбузову Алексею Николаевичу. И на этом вечере в беседе с режиссером Валентином Плучеком Миронов поведал о том, что он с успехом отучился в Щукинском училище, полон надежд и задора, но его никуда не приглашают. После этого разговора Валентин Николаевич позвал Андрея опробовать свои силы в театре сатиры.
Андрей Миронов сразу понравился художественному совету театра. Ему стали давать роли, пусть небольшие, но они помогали раскрыться молодому актеру. Вся страна увидела Миронова в телевизионном спектакле «Женский монастырь», где он играл героя по фамилии Тушканчик. Сюжет довольно простой и напоминает детский фильм «Праздник непослушания»: женщины всего города договариваются и уезжают от своих мужчин в женский монастырь. И мужчины остаются совершенно одни в городе…
У многих советских людей еще появилось выражение: «Здесь был Тушканчик». Обычно так говорили, когда человек искал что-нибудь вкусненькое, но ничего не находил. Так вот телевиденье выполнило свою миссию на отлично. Андрея Миронова заметили, и зрители стали ходить в Театр сатиры «На Миронова» …
Популярность Андрея Александровича стала набирать обороты, и Миронову соответственно стали доставаться почетные главные роли, в которые он старался привносить какие-то свои комичные задумки. Одной из триумфальных ролей для артиста была роль Фигаро. Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» ставили в московском театре комедии ни много ни мало двадцать лет!
Партнером Миронова сначала был Валентин Гафт, позднее – Александр Ширвиндт. Советские зрители по достоинству оценили эту постановку, к тому же на экранах ТВ демонстрировали несколько раз телевизионную запись. Возможно, популярность женитьбы Фигаро объяснялась тем, что в спектакле играли актеры в великолепных костюмах и на фоне ярких декораций показывали яркую стремительную жизнь.
В советском кино также обратили внимание на интересного актера. Его пригласили в молодежную комедию «Три плюс два». Он сыграл сельского ветерана Романа. После этой роли Андрей Миронов довольно часто стал появляться в полнометражных художественных картинах. Во время съемок у актера возник страстный роман с актрисой Натальей Фатеевой, однако, как только прозвучала финальная команда «Стоп! Снято!» Наталья сообщила Андрею, что больше они видеться не будут… Для Миронова это был очень сильный удар, он очень сильно переживал расставание. Он писал об этих переживаниях свой маме: «Сразу забыть и вычеркнуть из головы это очень трудно…»
Замечательный дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова появился в фильме 1966 года «Берегись автомобиля». Эльдар Рязанов попросил Папанова и Миронова придумать для своих персонажей «капельку» индивидуальности. И актеры поработали на славу. Кто же не помнит фразу, обращенную к Дмитрию Семицветову (продавцу электроники в комиссионном магазине): «Тебя посодют, а ты не воруй!». Актеры постарались на славу, и если бы им дали чуть больше экранного времени, они бы затмили некоторых главных героев…
Настоящая популярность пришла к 27-летнему Андрею Миронову после выхода на экраны в 1969 году комедии «Бриллиантовая рука». Мужчина-модель, по совместительству контрабандист Геша Козодоев стал самым запоминающимся образом Андрея Миронова, хотя сам актер был совсем не в восторге от того, что именно эта роль стала его визитной карточкой.
Исполнитель главной роли Юрий Никулин настоял, чтобы композиция «Остров невезения» в исполнении Андрея Александровича попала в кинокартину. Ему очень понравилось работать на съемках с Мироновым. Ниже представлен переделанный фрагмент песенки, которая весьма актуальна в современных реалиях (запомните, подумайте, напевайте):
Вроде не бездельники
И могли бы жить
Им бы телевизоры
Взять и отключить
Им бы телевизоры
Взять и отключить
Вроде не бездельники
И могли бы жить
Кстати, актер сам исполнял многие трюки, без дублеров. Андрей Миронов нырял, ездил на большой скорости на мотоцикле, по веревке забирался на балкон дома. Некоторые комичные движения были очень естественно привнесены в кадр, это было что-то новенькое, когда театральная импровизация актера попадала в фильм.
В историю нашего кино во многом благодаря игре Андрея Миронова, фильм «Бриллиантовая рука» вошел, как третий по количеству просмотров (первое место – «Пираты 20 века», второе — «Москва слезам не верит»).
В дальнейшем Миронова приглашали во многие художественные фильмы, где часто ему приходилось петь, хотя у него не было музыкального образования. Многим зрителям запомнилась замечательная роль Маркиза в картине «Достояние республики» 1971 года. Здесь он исполнил «Песню о шпаге».
Свое бесстрашие и каскадерские способности Андрею Миронову вновь пришлось демонстрировать в совместном советско-итальянском фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Актер вошел в клетку с живым львом, спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», висел на мосту на тридцатиметровой высоте. Самым серьезным трюком в его карьере была сцена, в которой ему нужно было вылезти на скорости 60 километров в час из кабины пожарного автомобиля, вскарабкаться на его крышу, доползти по лестнице до двигающихся впереди жигулей и попасть внутрь легковой машины! Как вспоминал Эльдар Александрович: «Было снято без всяких поддавков, нет никакого обмана!».
Миронов своей живостью, неподдельным аристократизмом, актерской импровизацией понравился Рязанову, и тот пригласил Андрея в следующий свой фильм «Ирония судьбы или с легким паром» на роль Ипполита. Однако Андрей сам отказался от этой роли, он посчитал, что она ему никак не подходит. Этот отказ скорей всего был к лучшему.
В один момент Андрей Миронов оказался не занятым в кино, и Марк Захаров пригласил его на роль Остапа Бендера в комедию «Двенадцать стульев». Мало кто знает, что Миронов с большим упорством пытался попасть на эту роль пять лет назад к Леониду Гайдаю, но тогда был утвержден Арчил Гомиашвили, который превосходно несколько лет играл эту роль в театре.
Новый вариант комедии «12 стульев» был задуман более театральным. В основном были павильонные съемки. Массовые сцены и погони заменили музыкальными номерами, в которых себя замечательно проявил Андрей Миронов. Поскольку актер не был профессиональным вокалистом, он катастрофически боялся верхних нот. Он сутками пытался добиться приемлемого качества исполнения. Сейчас же мы можем с удовольствием слушать песни из кинофильма: «Билет на пароход», «Странствуя по свету, словно птица…», «Рио-де-Жанейро» и «Белеет мой парус такой одинокий».
Неординарный талант и способность к немыслимым перевоплощениям привели Андрея в новую кинокартину Марка Захарова «Обыкновенное чудо», в которой актер играет первого министра при короле и исполняет две самых знаменитых песенки: «Давайте негромко, давайте вполголоса…» и «А бабочка крылышками бяк бяк бяк бяк».
В начале семидесятых Андрей Миронов был крайне востребован, как на театральном поприще, так и в кино. Но в этот период своей жизни актер решил устроить свою личную жизнь. У Андрея уже была любовь всей его жизни – Лариса Голубкина, однако она в течение 8 лет отклоняла несколько его предложений руки и сердца.
Но однажды Андрей влюбился в молоденькую актрису Екатерину Градову на ее дипломном спектакле. Зрителям она хорошо известна по роли радистки Кэт из многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Он сделал ей предложение руки и сердца, Екатерина сразу же согласилась, и они поженились. Как вспоминает Екатерина: «Андрей учил меня убираться, стирать, гладить и готовить, как это делала его мать…». Через пару лет у них родилась дочь Маша, названная в честь бабушки.
Отношения Андрея и Екатерины были трогательными и чрезвычайно легкими, но почему-то семейная жизнь не задалась, и они через год после рождения дочери расстаются, хотя дружеские и весьма теплые отношения остались у них на долгие года.
После развода Миронов решил еще раз попытать удачу с Ларисой Голубкиной. Очередная огромная корзина цветов и предложение стать его супругой были положительно встречены Ларисой. Она согласилась стать его женой! После красивой свадьбы Миронов удочерил дочь Ларисы от первого брака — Марию. (Интересно, что его родная и названая дочери впоследствии стали актрисами кино).
Чуть позже Андрею с его новоиспеченной женой даже посчастливилось сыграть в одном фильме «Трое в лодке, не считая собаки».
Для Андрея Миронова были характерны небольшие интрижки. На съемках фильма «Будьте моим мужем» он, уже будучи женатым второй раз, увлекся Еленой Прокловой. Когда на съемках на море она ответила отказам на его ухаживания, Андрей вызвал из Москвы маму, чтобы та помогла пережить этот момент его жизни.
Миронов хотел в начале восьмидесятых «убежать» от амплуа комедийного актера и пытался получить роли драматического характера. Он ходил на пробы к Михалкову и Тарковскому, однако получал отказ.
И все-таки актер получил роль и прекрасно сыграл драматического героя в кинокартине Германа «Мой друг Иван Лапшин». Эта была настоящая победа Андрея Миронова над самим собой.
Начался расцвет советского телевиденья, и Андрей Миронов был частым гостем на музыкальных и юмористических программах. Андрея часто приглашали на встречи со зрителями, где он с неизбежным успехом исполнял песни из любимых советских комедий.
Говорят, Андрей Миронов даже попросил рассказать о своей судьбе одну гадалку. Та ему сразу напророчила серьезные болезни. Он отнеся к этому с большой иронией. И как-то раз искупался в очень ледяной воде в Эстонии. Возможно, именно после этого купания и начались серьезные болезни артиста.
Последние две роли актера в кино были в фильмах «Человек с бульвара Капуцинов» и «Следопыт». В последнем фильме даже пришлось озвучивать роль Миронова другому человеку.
14 августа 1987 года в Риге на гастролях Андрей Миронов потерял сознание во время своего выступления. И двое суток спустя великий и неподражаемый актер покинул этот мир. Андрей Александрович буквально родился и умер на сцене.
Жаль, что таких актеров, как Андрей Миронов, больше нет, и скорей всего не будет. Еще не одну роль хотел сыграть Миронов, но, к сожалению, не успел…
Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России»