Из Анны Герман стали делать новомодную, «славянской внешности», звезду…
В свое время Анна Герман была победительницей самых престижных европейских фестивалей. Исполняла песни на русском, итальянском, польском и английских языках. Многие из них по праву считаются музыкальными шедеврами.
На родине песни из репертуара Анны Герман звучат редко: польские газеты и журналы старательно игнорируют все, что связано с певицей, даже юбилейные даты. Услышать ее неповторимый голос почти невозможно. Имя Герман в Польше незаслуженно забыто, хотя сами поляки до сих пор о ней помнят и любят ее песни.
В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится литературно — музыкальное рандеву, посвященное юбилею певицы. Читатели чуть ближе познакомятся с трагической биографией Анны Герман, послушают самые известные ее песни: «Надежда», «Когда цвели сады», «Эхо любви», «А он мне нравится», «Случайность», «Гори, гори, моя звезда» и немного отдохнут душой.
Ургенч, Новосибирск, Ташкент, Вроцлав…
Анна Герман (14.02.1936 — 26.08.1982) родилась 14 февраля 1936 года в Советском Союзе в городе Ургенч (Узбекистан) в семье голландских и немецких переселенцев. Своего отца, Ойгена Германа, Анна практически не помнила — когда ей было чуть больше года, его арестовали и сослали в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны.
Маме Ирме с дочерью пришлось много скитаться — они жили в Новосибирске, Ташкенте. В Джамбуле, где их застала война, мать Анны вышла замуж во второй раз, но с новым мужем, поляком Германом Бернером, прожила недолго. Он погиб в Белоруссии, сражаясь в рядах польской дивизии имени Костюшко.
В 1946 году Ирма получила письмо от боевого товарища мужа, который предположил, что Герману Бернеру, возможно, удалось спастись. Ирма, взяв с собой дочь, отправилась на его поиски в Польшу. Там они и остались. Анна пошла в школу. Училась неплохо. Особенно легко ей давались языки — она хорошо знала голландский, болгарский, итальянский, английский, русский, польский. Прекрасно рисовала. В школе же начала петь. После окончания школы Анна поступила на факультет геологии Вроцлавского университета.
Судьбоносная встреча
Во Вроцлаве и познакомилась со своим будущим мужем паном Збигневом. Варшавский политехнический университет, где он работал на кафедре металловедения, направил Збигнева в командировку в город Вроцлав. Это произошло в апреле или мае 1960 года. Погода в тот день выдалась невероятно жаркая, и после практики, чтобы скоротать время до поезда, он отправился на городской пляж. Видел — рядом с ним разворачивает плед светловолосая девушка в белой блузке и красной юбке. Збигнев попросил ее присмотреть за вещами, пока будет плавать.
Вернувшись, обнаружил, что очаровательная девушка читает книги по геологии. Они разговорились, Збигнев узнал, что Анна учится на геологическом факультете Вроцлавского университета и параллельно выступает в самодеятельном театре «Каламбур». Вскоре ему пришлось бежать на поезд, они обменялись с Анной адресами, и он уехал в Варшаву.
Эта встреча не давала Збигневу покоя, и когда вскоре он снова оказался во Вроцлаве, они с Анечкой встретились. Герман пригласила его домой, где жила вместе с мамой и бабушкой. Збигнева угощали чаем с очень вкусными пирожками. А потом Анна запела. Впечатление она произвела на будущего мужа, конечно, сразу.
По жизни Анна была очень честным человеком. Любила готовить, по хозяйству что-то делать. Они с мужем долго не могли обзавестись постоянным жильем, и когда наконец-то приобрели дом недалеко от центра Варшавы, на Жолибоже, Анна была безмерно счастлива, несмотря на то, что дом был в непригодном для жизни состоянии — не было пола, в стенах зияли дыры, двери не закрывались. Вместе с мужем она заделывала эти дырки, красила стены, двигала шкафы, забивала гвозди. Этот дом она называла «Дворец Солнца и Счастья».
Покорение мира
Анна несколько лет пела в самодеятельности, делала пародии на джазовых певиц, в частности, на Эллу Фицджеральд. Ее заметили, стали приглашать в популярную в Польше программу «Вечера у микрофона», зачислили в штат Жешувской эстрады.
Позднее, в Кракове, она познакомилась с композитором Ежи Гертом, и он написал для нее первые песни. Но на самом деле впервые Герман выступила перед публикой на свадьбе своей вроцлавской подруги Богуси. Свадьба проходила в костеле на Королевском острове. Анна в сопровождении хора пела «Аве, Мария». Говорят, регент плакал, а пришедшие на свадьбу гости боялись пошевелиться, услышав этот голос неземной красоты.
В 1964 году Анна получила в Сопоте за песню «Танцующие Эвридики» сразу две премии. Она заняла третье место в международном конкурсе и первое — в смотре польской песни. Успех был поистине ошеломительным. Герман поехала с гастролями в Советский Союз, дала более 60 концертов. В Москве она познакомилась с Анной Николаевной Качалиной, музыкальным редактором студии грамзаписи «Мелодия». Благодаря Качалиной она записала на «Мелодии» четыре песни. Они вышли на первой в ее жизни пластинке — миньоне.
С каждым годом дружба между Аней и Качалиной становилась все более тесной. На «Мелодии» их даже прозвали «Аня светленькая» и «Аня темненькая». Анна Николаевна тщательно подбирала для Анны русскоязычный репертуар, знакомила ее с советскими авторами, помогала ей работать в студии.
Позже Герман записала в Москве большую пластинку, а в Польше на тот момент у нее не было ни одной изданной записи, кроме «Эвридик». В Польше у Анны не оказалось такого верного помощника, как Качалина. И вообще, первая ее польская пластинка давалась с трудом. Анна тогда болела, и все хотела оттянуть ее выход. Но была связана договором с фирмой «Polskie nagrania». В итоге, певица осталась не слишком довольна своей первой польской пластинкой.
В Польше не оказалось певицы, которая была бы столь же популярна в СССР, как Анна. Между тем каждый год в Союзе проводились дни польской культуры, в рамках которых кроме Герман выступали и другие польские звезды. Они, конечно, видели, какой прием оказывали ей советские зрители. В Польше Анну Герман многие считали русской певицей. Ее манера исполнения была не похожа на ту, что была популярна на польской эстраде. Да она никогда и не стремилась быть модной.
В 1967 году Анна поехала в Италию по контракту. Хотела заработать денег на квартиру для мамы и бабушки. Сначала все было как в сказке: Герман стала первой певицей из соцстран, которая участвовала в фестивале в Сан-Ремо. Ей, одной из немногих, посчастливилось петь в концертах вместе с Доменико Модуньо, Шер, Адриано Челентано, Далидой, Конни Френсис и другими европейскими суперзнаменитостями.
Из Анны стали делать новомодную, «славянской внешности», звезду. Были записаны несколько пластинок, сняты клипы, она десятками давала пресс-конференции и интервью.
Итальянские газеты в 1967 году пестрели фотографиями Анны Герман на первых полосах. Она получила премию Oscar della sympatia.
В 1967 году в музыкальной жизни Италии было две сенсации: самоубийство любовника Далиды, Луиджи Тенко, и успех Анны Герман.
Катастрофа
Но поездка обернулась трагедией. Судьбе было угодно, чтобы 27 августа по дороге из Форли в Милан произошла страшная автомобильная катастрофа. Герман вместе со своим импресарио Ренато возвращались после концерта, оба уставшие, и Ренато уснул за рулем.
Они мчались на скорости 160 километров в час, и на повороте машину занесло в кювет. Ренато, прижатый к рулю, отделался испугом и ушибами, а Анну выбросило через лобовое стекло метров на 20. Она упала на камни. Разбитый «фиат» полиция обнаружила только утром. Ренато увезли в больницу, а о том, что Анна была с ним, в тот момент никто и не догадывался — слишком далеко ее отбросило. За ней приезжали еще раз. Долго не могли установить личность — настолько сильными были травмы. Збигневу и пани Ирме, маме Анны, сообщили о катастрофе в тот же день и сразу же дали разрешение на въезд в Италию, чтобы они были рядом с Аней.
Некоторое время ее лечили в разных итальянских клиниках, а примерно через три месяца разрешили улететь в Польшу. У Анны было переломано все: руки, ноги, позвоночник, были травмы головы… Надежда, что она выживет, была очень слабой. Но все были уверены, что Анна справится.
У молодой женщины оказалась потрясающая жажда жизни. Гипс, в который она была закована с головы до пят, сняли через несколько месяцев после аварии. Самым сложным было восстановить психическое состояние, память и заново научиться ходить. Каждый шаг ей давался с огромным трудом. Дома был установлен специальный аппарат, который помогал ей с каждым днем преодолевать неподвижность. Занятия на нем вызывали адские, невыносимые боли, но Анна терпела.
А еще все это время она писала ироничную книгу воспоминаний об Италии «Вернись в Сорренто?», сочиняла музыку на стихи польских поэтов, обдумывала новую программу.
Возвращение на эстраду
На сцену Анна вернулась в 1970 году с программой «Человеческая судьба». Это — ее авторское сочинение как композитора на слова Алины Новак. У Герман был целый цикл песен философского содержания. В Варшаве, во Дворце науки и культуры., состоялся концерт, посвященный освобождению города. Когда Анна вышла на сцену, все зрители в едином порыве встали и 40 минут стоя аплодировали. Только потом вступил оркестр, и Анна запела…
Она писала музыку к сонетам Горация, к произведениям Сапфо. А еще Герман любила выступать в концертах в качестве конферансье. Сама писала конферанс и делала это с огромным чувством юмора. На ее собственных концертах всегда было очень весело. И хотя Анна старалась петь больше веселых, жизнерадостных песен, люди всегда слышали в ее голосе грусть.
Анна очень хотела ребенка, мечтала после себя оставить на земле след, хотела посвятить свою жизнь сыну.
Збышек родился в ноябре 1975 года. Концерты были прерваны. Сынок родился крупный, весь в родителей. Он очень любил покушать, и Герман, бывало, до середины ночи возилась на кухне, готовила ему что-нибудь вкусное и только потом шла спать. А в шесть утра Збышек ее уже будил.
Когда родился сын, они с мужем оборудовали подвал, чтобы Анна могла репетировать, не мешая ребенку спать. Сделали там камин, поставили кресла, диван. Получилась музыкальная гостиная.
Параллельно Анна делала на польском радио передачи для детей о физике. Написала для сына сказку о птицах. Сказка получилась грустная, но очень философская. Философии вообще было много в ее творчестве. Не случайно она сочинила цикл песен на стихи иранского поэта Ахмата Шамлу.
Еще Анна очень любила гостей. Ей нравилась восточная кухня, чеснок, приправы, зелень. Запросто могла есть чеснок с белым хлебом или делала бутерброды с маслом и чесноком. Любила вареную картошку с селедкой, соленые огурцы, пирожки с капустой и черный чай с лимоном. Алкогольные напитки не употребляла совсем.
Если гости просили, она садилась за пианино и пела. Ее не надо было уговаривать. Но если кто-то позволял себе в этот момент разговаривать, она бросала такой полный обиды взгляд, что после все разговоры сразу же прекращались.
«Мне не трудно уйти…»
Анна никогда не показывала, что плохо себя чувствует, хотя проблемы со здоровьем у нее были серьезные. Чтобы скрыть слезы боли, она иногда выступала в темных очках. Не могла выдержать полностью сольный концерт, с ней всегда ездили польские артисты, во время выступлений которых Герман могла отдохнуть за кулисами. В концерте она обычно пела 12-15 песен, потом — сразу в номер! Не ходила на банкеты, на актерские междусобойчики.
Видя ее ошеломительный успех, местные администраторы предлагали ей по два-три концерта в день, но она отказывалась. С каждым годом болезнь обострялась, и выходить на сцену становилось все труднее.
Когда в 1980 году она пела в Москве в «Лужниках» в программе «Мелодии друзей», у нее прямо на сцене случилось обострение тромбофлебита.
Допев песню, она не могла сдвинуться с места, а зрители аплодировали, решив, что она сейчас еще споет. Из «Лужников» ее отвезли в больницу, где поставили страшный диагноз неизлечимой болезни. И, тем не менее, она после этого случая полетела в Австралию. Улетая, говорила, что надеется на лучшее, что все образуется. Но в Австралии ее болезнь обострилась, гастроли были прерваны. Она продолжала лечение дома.
Весной 1982 года, за полгода до смерти, она попросила Збигнева принести Библию на немецком языке, доставшуюся ей от бабушки. Две недели читала ее, не вставая с постели, а потом позвала и сказала: «Збышек, мне был знак. Я должна креститься». В мае 1982 года она приняла крещение в веру христиан-адвентистов седьмого дня — это была вера ее бабушки. Говорила, что если поправится, то никогда не выйдет на сцену, а будет петь в храме, для Бога.
Она тогда написала музыку к псалмам Давида, к гимну Любви и молитве «Отче наш». Перед смертью ее положили в военный госпиталь, где в то время работали очень хорошие врачи. Когда Збигнев последний раз ее видел, Герман сказала: «Мне не трудно уйти». Это были ее последние слова.
Анна Герман умерла поздно вечером 25 августа 1982 года в Варшаве. Похоронили ее на варшавском евангелическом кладбище на улице Житной. Тысячи варшавян пришли проститься с любимой певицей. Для всех ее уход был внезапен, никто не хотел в это поверить. Какая-то давящая тишина стояла в тот день над городом…
Уникальный талант Анны Герман ярче многих современных звезд. Жаль, что сегодня широкому кругу людей известно всего лишь несколько песен из ее репертуара…
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com
Литература:
Ее труды:
1. Герман А. Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой (написана в заключительные годы жизни)
2. Герман А. Вернись в Сорренто?/Перев. с пол. Р. Белло. (Анна Герман об итальянском периоде своего творчества)
3. Герман А. Мы долгое эхо. — М.: «Алгоритм», 2012. — 272 с. — (Серия: «Легенды авторской песни»).
4. Герман А. Сказка о быстрокрылом скворце/Перев. с пол. Ивана Ильичёва// Ильичев И. Анна Герман. Гори, гори, моя звезда. — Том 1.- М.: «Эксмо», «Алгоритм», 2010. — 236 с
5. Герман А. Эхо любви. — М.: «Алгоритм», 2013. — 318 с. — (Серия : «Женщина, покорившая мир»).
О ней:
1. Жигарев А. Л. Анна Герман. — М.: «Искусство», 1988. — 302 с.
2. Жигарев А. Л. Анна Герман. — Смоленск: «Русич», 1998. — 425 с.
3. Ильичев И. М. Анна Герман: Белый ангел песни. — М.: «Майор», «Изд.-во Осипенко А. И.- 2013. — 191 с. ( 2-е изд. — М.: «Майор», «Изд.-во Осипенко А. И.- 2015).
4. Ильичев И. М. Анна Герман. Гори, гори, моя звезда…. — М.: «Эксмо», «Алгоритм», 2010. — 236 с
5. Ильичев И. М. Анна Герман. Личный альбом. — М.: «Алгоритм», 2019. — 192 с.
6. Ильичев И. М. Анна Герман: сто воспоминаний о великой певице. — М.: «Алгоритм», 2016. — 494 с. (2-е изд. — М., 2017)