Порой непроизвольно начинаешь задумываться, почему при выборе фильма для вечернего просмотра нередко возвращаешься к разделу со старыми кинолентами. Вроде бы уже наизусть знаешь сюжет, можешь синхронно с героями фильма проговаривать реплики, но непреодолимые силы все тянут и тянут еще раз пересмотреть «Бриллиантовую руку», «Джентльмены удачи» или какой-нибудь иной шедевр из золотого фонда отечественного кинематографа.
Кто-то может сказать, что раньше снимали на пленку, поэтому каждая сцена прорабатывалась до мелочей: долго выставлялся свет, проводилось бесчисленное количество репетиций и т. д. Но в действительности очень многое зависит от опыта и таланта режиссера, от самоотдачи каждого актера и любого члена съемочной команды. Например, многим любимую картину «Джентльмены удачи» отсняли всего за 3 месяца в 1971 году. Причем за это время съемочная группа успела слетать несколько раз в Узбекистан и спалить многоэтажный дом в центре Москвы. Кроме того, некоторые сцены были отсняты в настоящем исправительном учреждении и на дачах в Серебряном бору.
На полное создание фильма «Джентльмены удачи» было затрачено порядка 390 тысяч рублей, а в прокате фильм принес более 320 миллионов рублей! Сейчас по пальцам можно пересчитать фильмы, которые могут похвастаться подобными результатами. И это еще не учтен заработок перекупщиков, которые скупали билеты на дневные сеансы по 20 копеек, а затем перепродавали перед началом фильма по рублю. 50-копеечные билеты на вечерние сеансы легко уходили за 2 или даже за 3 рубля.
Георгий Данелия совместно с Викторией Токаревой написали сценарий к фильму, а в качестве режиссера выступил Александр Серый. Георгий и Александр вместе проходили обучение на высших режиссерских курсах. Однако сразу после выпуска Александр Серый напал на одного архитектора, к которому приревновал свою девушку. Из-за этого на несколько лет уехал в места не столь отдаленные. Данелия хотел помочь талантливому режиссеру и поспособствовал тому, чтобы Александр выступил в роли режиссера к картине «Джентльмены удачи».
Первоначальная задумка была следующей: добрый капитан милиции (Евгений Леонов) внедряется в шайку мошенников, состоящую из альфонса (Андрей Миронов), угонщика автомобилей (Юрий Никулин), фальшивомонетчика (Ролан Быков) и карманника (Савелий Крамаров). Однако, во время утверждения сценария Никулин, Миронов и Быков уже были заняты в других проектах. Свободным оставался один Крамаров, компанию которому составил Георгий Вицин. Позже была дописана роль Василия Алибабаевича, на которую был приглашен Фрунзик Мкртчян.
Раднэр Муратов должен был сыграть небольшую, но довольно забавную роль начальника исправительного учреждения. Однако Фрунзик Мкртчян не приехал на съемки, поскольку его не отпустили во время празднования юбилея его республики. Муратов вызвался сыграть Васю вместо начальника. Поскольку времени на замену не было – режиссёр и сценаристы согласились.
После каждой такой замены сценарий переписывался и дорабатывался под конкретного актера, под его особенности и типаж. Это достаточно трудная и кропотливая работа, а из-за сроков сценаристам приходилось работать по ночам.
Например, Андрей Миронов и Георгий Вицин – совершенно разные типажи. Если Миронов мог легко сыграть задуманного первоначальным сценарием альфонса-многоженца, то для Вицина прорабатывалась в сценарии совсем иная легенда.
В современных реалиях зачастую пренебрегают качеством и особо не заморачиваются. Не все заинтересованы в создании шедевров или просто добротного непроходного кино. Кто-то снимает очередную мелодраму с одной лишь целью – заполнить эфирную сетку, кто-то старается всеми силами реализовать бюджет с полным равнодушием к конечному продукту. Зритель не смотрит – так не больно то и хотелось…
Пишется «железобетонный» сценарий фильма с большим количеством клише. Роли заранее распределяют среди небольшого количества актеров, которые не всегда выделяются актерским мастерством и умением вжиться в роль. В итоге получаются фильмы, которые особо не отличаются друг от друга.
Несомненно, редко, да появляются достойные картины, в которых играют молодые и перспективные или поистине талантливые актеры, а руководит всем пробивной с горящими глазами режиссер. Но к большому сожалению, таких работ единицы, а фильмов и сериалов снимается очень и очень много.
Но давайте все-таки вернемся к фильму «Джентльмены удачи». После того как сценарий был написан и переработан под актерский состав, его предоставили для ознакомления нескольким высокопоставленным сотрудникам милиции.
Было рекомендовано полностью убрать жаргонные словечки и фразы. Это на первый взгляд легко сделать, но, если заменить жаргон на обычную речь, то все в фильме перевернется с ног на голову. Но сценаристам удалось внедрить собственные слова и выражения, которые впоследствии прочно вошли в обиход: «редиска», «моргалы выколю», «сосиска», «петух гамбургский», «навуходоносор», «пасть порву». Это было по-настоящему гениальным решением.
Снимать фильм «Джентльмены удачи» начали под Самаркандом. И тут же столкнулись с первой проблемой. Оказывается, в Узбекистане верблюды не стоят на каждом углу. Их нужно искать. И нашли верблюда для съемок в зоопарке. Наняли смотрителя зоопарка вместе с грузовиком, на котором привезли верблюда.
Кроме оплаты аренды животного были также обещаны суточные, про которые благополучно забыли. И как же вышел из этой ситуации смотритель верблюда? Он просто побрил правую сторону животного, шерсть отнес на рынок, продал ее и купил себе еды. Поэтому во всех кадрах фильма, где снимался «корабль пустыни» мы видим только нестриженый левый бок верблюда.
Верблюд действительно может плюнуть, если его разозлить, что и пытался всеми силами сделать Савелий Крамаров. Но вывести из себя животное было невероятно трудно, поэтому пришлось взбалтывать шампунь с водой для достижения нужного эффекта. В конце концов верблюд все-таки плюнет в Крамарова, но в этот самый момент камера не была включена, поэтому в фильм вошел вариант с шампунем.
Помощники режиссера долго не могли придумать, чем заменить настоящий цемент в автомобиле. По консистенции подошла жидкая хлебная закваска, но цвет ее совсем не напоминал строительный цемент. Добавили большое количество луковой эссенции – цвет получился тот самый, однако эта смесь стала настолько липкой, что актерам пришлось в буквальном смысле оттирать себя в душе в течение часа.
Кстати, головы над цементом снимали отдельно в специальной разработанной конструкции. На этих кадрах мы видим Леонова, Вицина и Краморова. А вот в цистерне ехали только Леонов и Вицин. Можно заметить, что, когда из люка должен появиться Крамаров, камера переходит на верблюда, а после этого мы уже видим вылезшего Косого. У Савелия была клаустрофобия, поэтому он категорически отказался от съемок внутри цистерны.
После того как отсняли кадры с цементовозом, на съемочной площадке долго не могли найти Георгий Вицина, пока не догадались заглянуть в цистерну. Кто-то пошутил и сказал Вицину, что в машине настойка из десятка целебных трав Узбекистана, и что этот настой омолаживает организм и продлевает жизнь. Вспоминали этот казус с улыбкой на лице еще очень долго, включая самого Георгия Михайловича.
Одежду главных героев действительно поместили в цемент, чтобы она затвердела. В фильме мы видим, как ее пытаются разбить камнями.
В Подмосковье съемки начались после сообщения о том, что выпал снег. Вся команда в срочном порядке была вынуждена лететь из Самарканда, чтобы застать нужные погодные условия. Первые сцены были отсняты на «профессорской» даче. По сценарию Евгений Леонов выводит свой коллектив на утреннюю зарядку. Артисты в свитерах и рубашках должны были выйти и неуклюже повторить несколько упражнений.
Но все пошло не по плану из-за того, что Раднэр Муратов с небольшой задержкой приехал на съемочную площадку. С ним не успели согласовать идеи касательно сцены зарядки, поэтому он выбежал с голым торсом. Остальным ничего не оставалось, как выйти в таком же виде. Крамаров решил отомстить Васе за этот неожиданный экспромт и начал растирать снег на его спине, а Вицин продолжил. Все актеры от неожиданности закричали, и эти естественные кадры решили оставить в фильме.
Около станции Маяковская в Москве нашли многоэтажку, предназначенную под снос. В ней «поселилась» вся компания. Пожарная служба разрешила даже полностью сжечь остатки дома после взрыва неисправной керосинки. Дом был оцеплен, и несколько пожарных расчетов постоянно были наготове в случае, если что-то пойдет не по плану. Вроде бы все было продумано, однако часть съемочной группы пришлось вытаскивать из настоящего пожара. К счастью, все закончилось хорошо.
Когда фильм отсняли, и его просмотрела комиссия, было сказано, что скорее всего «Джентльмены удачи» будут лежать на полке до лучших времен. Однако кто-то «случайно» показал этот фильм руководителю милиции. Он посмотрел два раза подряд и очень долго смеялся над приключениями неудачливых джентльменов. Фильм после этого разрешили к широкому прокату по самой высшей категории. Только представьте, 65 миллионов зрителей посмотрело комедию в первый год проката.
Читайте Почему запретили снимать в кино Савелия Крамарова