Эпоха Просвещения… Прекрасное время, когда «инженеры человеческих душ» еще не осознавали себя инженерами, но лихо галопировали по рытвинам и ухабам жизни. Их жизнь была сплошным авантюрным романом, а сами они — зеркалом, в котором отразились все тайные страсти и надежды, страхи и желания общества 18 столетия. Некоторые из этих людей были писателями, единицы — писателями гениальными.
Такими, как Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799), сын парижского часовщика, который стал именоваться дворянином Бомарше лишь на 25-м году жизни, после женитьбы на вдове Пьера Франке и, вступив во владение ее имуществом по брачному контракту, взял на себя роль моралиста современного ему общества. Авантюрист по складу характера, он едва ли годился для такой роли, но она была отведена ему историей, а судьба навязала еще одну — роль предтечи Великой французской революции.
Драматург прожил жизнь, наполненную приключениями, славой, богатством, властью, «всё испытал, во всё проник». Он был судьей, узником, сочинителем памфлетов, учителем, музыкантом, часовщиком, изобретателем, аферистом, тайным агентом, издателем, поставщиком оружия.
Бомарше, как и его литературный герой Фигаро, полный сил и надеющийся только на себя, всего в жизни добился сам. Терпел поражения, но с блеском превращал их в победы. Опасные приключения возвращали ему деньги и влияние. И каждый этап своей жизни Бомарше освещал пером. Многие фразы писателя стали крылатыми выражениями. Например:
«Глупость и тщеславие — неразлучные подруги», «Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным», «А что, если я лучше своей репутации?», «Жить — это бороться; бороться — это жить», «Честные люди любят женщин, обманщики обожают их», «По моему разумению, если начальство не делает нам зла, то это уже немалое благо», «Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь труд родиться».
Веселый, активный, искрящийся, Бомарше воплотил в себе всю эпоху Просвещения — от надежд до разочарования. И хотя подлинными вождями Просвещения принято считать Вольтера, Руссо и Дидро, именно Пьер Бомарше, добившийся влияния при дворе короля Людовика XV и прославившийся в качестве литератора, помог сделать их идеи общедоступными. Именно он показал, как они действуют на практике. Критика Бомарше социального строя ускорила его крах, да и вся его жизнь была отличной иллюстрацией передовых взглядов того времени.
Пьесы Пьера Бомарше с успехом идут на подмостках всего мира, их продолжают ставить и они не устаревают. Давайте чуть ближе прикоснемся к его биографии, посмотрим спектакли, поставленные по его пьесам, и подумаем вот о чем: сумел бы этот пройдоха и авантюрист, сам по жизни тип бессмертного Фигаро, создать свои великие творения, если бы вел жизнь ученого сухаря?
Итак…
Фирменное изобретение
Пьер Огюстен Карон родился в 1732 г., 24 января, в семье часовщика, и этот факт, казалось, определил его дальнейшую жизнь. Тем более что юноша проявил настоящий талант: изобрел приспособление, которое используется до сих пор и позволяет делать часы миниатюрными.
Его часики-кольца стали фирменным изделием, принесшим немалые деньги. Но о своем праве на это изобретение заявил швейцарский часовщик, и тогда Карон решил спор весьма оригинально: обратился с ярким посланием, но не в суд, а в академию наук. Опираясь на логику и прекрасный стиль, он доказал свой приоритет. Так впервые проявился его талант литератора, к которому добавился еще и музыкальный: Карон недурно играл на флейте и арфе.
Честолюбие молодого образованного человека вполне соответствовало его достижениям, и к королевскому двору будущий драматург прибился не случайно. За изобретение системы анкерного спуска для часов, его принимают в члены Лондонского королевского научного общества и назначают королевским часовщиком.
Попытка поменять судьбу
Часики Бомарше украшают пальцы многих дам и кавалеров, он представлен королю Людовику XV, но это все не то. Двадцатилетнему Бомарше этого мало, он решает исправить судьбу и стать дворянином, чтобы сделать карьеру.
Он мечтает войти в высший свет на правах равного и решается на шаг, который должен помочь достижению цели, — заключает фиктивный брак. Это мадам де Бомарше. Она вдова, старше его, достаточно состоятельна. Карон к этому времени тоже вдовец, а его деньги увеличивают их состояние. Фиктивная любовь становится настоящей. Покойная первая супруга оставляет мсье Карону небольшой лесистый участок Буа Марше (лес Марше), который произносится как Бо Марше. Изменив местное написание этого названия на Бомарше, Пьер Огюстен Карон присоединяет его к своей фамилии.
А на общие деньги новоявленный дворянин де Бомарше покупает пост контролера королевской кладовой. Это означает, что, роскошно разодетый, он поддерживает блюдо, на котором королю подают еду, и даже удостаивается чести ставить его перед королем. Сбывается мечта молодого человека: он входит в мир, о котором так грезил, и с головой окунается в новую жизнь. Позднее о Бомарше говорили, что он «любил все — славу, деньги, философию, удовольствие, а больше всего шум».
Королю нравится иногда послушать рассказы своего подданного весельчака, а наследный принц (дофин) с некоторым удивлением замечает, что во всем государстве Бомарше — единственный человек, который не боится сказать правду в глаза, причем, не делая из этого скандала.
Его назначают учителем музыки, обучающим игре на арфе четырех дам, незаконнорожденных дочерей Людовика XV. Бывший плебей становится влиятельной особой. С ним раскланиваются вельможи в аллеях Версальского парка.
Осталось к титулу присовокупить еще и богатство. Пьер Огюстен знакомится и заводит дружбу с престарелым тогдашним олигархом — финансистом Пари-Дюверне. Сын трактирщика, Пари-Дюверне составил свое состояние во времена регента Филиппа Орлеанского на поставках оружия французской армии, вначале сражавшейся против герцога Савойского в войне с Аугсбургской лигой, а затем воевавшей за Испанское наследство.
Будучи талантливым человеком и во многом благодаря Помпадур, фаворитке короля, во времена Людовика XV Дюверне достиг фантастического богатства. Исполняя обязанности государственного советника короля и хранителя его казны, он помогал наводить порядок в финансовой системе Франции и считался теневым министром финансов страны.
Его частным агентом и становится Бомарше. Причем Дюверне не только взял Бомарше к себе в компаньоны, но и действительно подружился с ним.
Однако близость к власти, как известно, не только дает преимущество, но и таит в себе угрозу.
Участник грандиозного судебного скандала
Семилетняя война стоила Франции миллиона солдат, 2,5 миллиарда франков и территориальных потерь. Дюверне тоже много потерял. Когда 17 июля 1770 г. 86-летний банкир умер, его имущество оценили в 1,5 миллиона ливров, что изумило многих, прежде всего наследников, надеявшихся на сумму, в десять раз большую.
Его внучатый племянник граф де ла Блаш, естественно, был очень недоволен и потому категорически отверг требования Бомарше оплатить долговое обязательство в 15 тысяч ливров, выданное ему Дюверне. Он объявил обязательство подлогом, а в ответ на резкие высказывания Бомарше добился наложения ареста на его имущество. Бомарше не собирался отступать, ведь сумма была для него значительная, и подал в суд.
Тяжба с родственником покойного финансиста и судебное разбирательство приводят не только к заключению начинающего драматурга в тюрьму, разорению его семьи, но и приносят первую настоящую славу. Если его пьеса «Два друга» оказалась освистанной, и публика ее проигнорировала, то памфлеты, написанные Бомарше против его врагов, сделали его имя знаменитым по всей просвещенной Европе. Ими зачитывались и рядовые буржуа, и знатные семейства, о них с похвалой отозвался великий Вольтер.
Мемуар Бомарше, направленный против одного из его противников, содержал простую фразу на провансальском наречии «Ques — a — co ?- «что такое?». Мария Антуанетта пришла в такой восторг от этого словечка, что ее модистка мадмуазель Бертен в угоду своей августейшей клиентке придумала прическу под названием «Кес-а-ко», которая немедленно стала популярной. Это сооружение на голове представляло собой султан из перьев, который модницы прикалывали на затылке. Такую прическу стали носить принцессы и фаворитка короля госпожа Дюбарри, а вслед за ними мода расползлась аж до самого Санкт-Петербурга.
Новая беда
Нравы двора были весьма свободные, любовные приключения служили одним из основных источников новостей. Особенно любили при дворе обсуждать скандалы. Так герцог де Шон узнал, что у его любовницы есть еще один поклонник. Это был Бомарше, ставший к этому времени вдовцом.
По правилам такой конфликт должна была решить дуэль, но не между дворянином и плебеем. Герцог ворвался в дом Бомарше и устроил там грандиозный переполох. Вызванные полицейские не решились действовать против столь важной персоны, и тогда Бомарше восстановил порядок сам — выставив герцога при помощи обыкновенного пинка. За подобное оскорбление дворянина по приказу короля Бомарше отправили в «прекрасный замок, с тройными дверями и решетками на окнах» — тюрьму.
Чтобы окончательно уничтожить врага, граф де ла Блаш договорился с газетчиком Маренном. И тот стал пересказывать сфабрикованные письма, в которых Бомарше изображался как совратитель, убийца трех жен (хотя был женат лишь дважды), аферист и прочее. Причину ареста знали немногие, король запретил касаться этого вопроса, дабы не компрометировать герцога и пэра Франции.
Казалось, дело Бомарше проиграно…Но не зря он говорил: «Когда моя голова полна дел — к черту занятия литературой, но если дела кончены, рука тянется к перу и бумаге, и я охотно болтаю чепуху». Чтобы расправиться со сплетниками, Бомарше пришлось объединить литературу и дела.
Вначале Бомарше решил идти знакомым путем: дать взятку судье, передав тому через его жену 100 луидоров и часы с бриллиантами. Госпожа Гезман принимая «дар» заявила: «Невозможно жить прилично на то, что мы получаем, но мы умеем ощипать курицу так, что она у нас и не пикнет».
Позднее жена судьи потребовала еще 15 луидоров для секретаря. Однако судья Гезман, поразмыслив, решил стать на сторону более сильного: Бомарше обвинили в подлоге и попытке подкупа. За это его наказали: предали моральному осуждению, лишили подданства и гражданских прав. Естественно, негласно взятка была возвращена, за исключением 15 луидоров, и тогда Бомарше решил сам подать в суд. Этот суд стал началом грандиозного скандала.
Мемуары
Все детали процесса Бомарше освещал в «Мемуарах», поразительном документе: с одной стороны, юридической апелляции, с другой — политическом памфлете на нравы эпохи. Не имея шансов добиться справедливости в зале суда, Бомарше применил оружие, ранее невиданное: обращение к общественному мнению.
Мемуары выходили в течение 1773 — 1774 гг., их читали во Франции, а затем и в других странах Европы. Причем там не было ни одного слова лжи, ведь это был юридический документ, и в то же время он читался как литературное произведение. В образе судьи, его супруги и других своих врагов Бомарше отобразил все нравы эпохи. Сам король читал эти «Мемуары».
Судья — сухой педант, отец незаконнорожденного сына, отказался ради собственного спасения от жены. Госпожа Гезман, глупая и ограниченная, весь процесс вела себя по принципу «сам дурак!», но Бомарше ни в коем случае не стремился оскорбить ее, он не хотел потерять симпатии женщин.
После допроса, когда госпожа Гезман окончательно запуталась, Бомарше прямо, но своеобразно обвинил ее в клевете: «Как она могла сказать, что ей тридцать лет, когда на вид ей не дашь больше восемнадцати?» Женщина, за минуту до этого метавшая громы и молнии, милостиво улыбнулась и по окончании заседания попросила Бомарше проводить ее до кареты. Хотя и назвала его при этом человеком «себе на уме».
Процесс закончился странно. Гезмана выслали из Парижа. Бомарше вновь подвергли моральному осуждению, но в тот же день в его доме побывали с визитами все известные люди города, а принц королевской крови дал в его честь обед. Эгоистичный монарх, казалось, с удовольствием наблюдал, как его монархия катится под откос. Тем не менее вежливо, но твердо Бомарше было сказано, что, несмотря на полученное удовольствие, его величество не желает более появления чего-то подобного «Мемуарам».
Шпион и революционер
Бомарше нужно было думать о дальнейшей жизни. Правда, король не оставил своего любимца без внимания. Ему предложили место в «секрете короля» (разведке). Первые же поручения были как раз в духе Бомарше.
В Лондоне собралось немало эмигрантов, по тем или иным причинам вступивших в конфликт с короной. Они вовсю пользовались свободой прессы, критикуя короля. Один из них, Тевено де Моранд, подготовил книгу, в которой описывались похождения мадам Дюбарри и нравы двора. Попытка похитить шантажиста закончилась неудачей, покушавшихся искупали в Темзе.
Тогда для переговоров прибыл некий шевалье де Ронак. Этот псевдоним был анаграммой фамилии Карон. Как заявил Бомарше, после изобретения денежных знаков все проблемы стали решаемы. Переговоры были трудными, стороны с яростью торговались. Моранд получил 32 тысячи ливров и пенсию в 4 тысячи, после чего в присутствии Бомарше уничтожил все экземпляры книги. Более того, Бомарше завербовал Моранда как агента.
Шевалье де Эон стал еще одним «клиентом» новоявленного разведчика. С ним было труднее, он имел документы более опасные, был любимцем англичан и популярной личностью, известной также тем, что переодевался в женщину. Деньги и здесь решили проблему, но взамен шевалье пришлось взять на себя обязательство носить женское платье до конца дней. В своих письмах Бомарше пишет о нем не иначе, как о женщине, точно так же к де Эону обращаются и другие лица, что до сих пор вызывает споры о том, какого пола был этот человек. В отместку шевалье стал ухаживать за Бомарше, выводя того из себя. Тем не менее они подружились.
В это время умер Людовик XV. Король поручил Бомарше завершить все дела. Ему пришлось поездить по Европе, гоняясь за новым шантажистом, его даже приняла австрийская императрица Мария-Терезия, но ее канцлер Кауниц арестовал Бомарше за инсценировку нападения разбойников под Нюрнбергом с целью подставить шантажиста. А в итоге за выполненную работу Бомарше вернули гражданство и права.
23 февраля 1775 г. на сцене «Комеди Франсез» состоялась премьера «Севильского цирюльника». Фигаро — это и есть сам Бомарше, ловкий, умный, помогающий своим знатным хозяевам. Комедия являлась сочетанием прекрасных диалогов и политических идей XVIII века.
Поправились и денежные дела. Американская революция, с одной стороны, стала удобным поводом ослабить врага — Англию, с другой — была воплощением надежд на перемены в самой Франции.
Из исторического романа Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» многие читатели знают о деятельности Бомарше по оказанию военной помощи мятежным Соединенным Штатам в их борьбе против Англии. Им поставлялись в Новый свет не только товары, но и войска. На судне «Гордый Родриго» в Сан-Доминго доставили около 800 солдат, 100 пушек, военное обмундирование и походное снаряжение.
За эту акцию первого помощника капитана военного корабля наградили Крестом Святого Людовика, а одному храброму пехотному офицеру, которого зачислили в военно-морской флот, присвоили звание капитан-лейтенанта. Этим офицером был будущий адмирал Гантом, который через 20 лет переправит на своем корабле Бонапарта в Египет. Бомарше в результате сколотил весьма солидное состояние.
Разочарование
В 1785 г. Бомарше пишет «Женитьбу Фигаро». Если раньше его герой помогал своим хозяевам, то теперь он им противостоит и побеждает. Людовик XVI, начавший с реформ, потом отказался от них, вызвав разочарование. «Мне придется сначала разрушить Бастилию, прежде чем разрешить эту пьесу», — сказал король после прочтения. Возненавидя комедию, он заявил: «Это отвратительно, этого никогда не будут играть».
Когда Пьеру Бомарше сообщили об отношении короля к его пьесе, он якобы воскликнул: «Ах, если король против моей пьесы, значит, она безусловно будет поставлена».
Пьесу поставила жена Людовика — Мария-Антуанетта. Постановка выдержала более 130 представлений подряд. Небывалый успех для Парижа! Зрители доходили до исступления, а когда занавес окончательно опускался, все кричали «a demain» («до завтра»). Однако триумф постановки «Женитьбы Фигаро» ознаменовал не только пик карьеры Бомарше, он стал также началом ее заката.
Революция началась в 1789 г. с разрушения Бастилии. Как ни странно, Бомарше не нашел себя в новом мире. Вначале он успешно проворачивал операции с оружием, но происходившие перемены вызывали у него тревогу.
В 1792 г. драматург написал третью пьесу с теми же героями, но это уже была не комедия, а драма. Теперь его Фигаро считает, что цели достигнуты, сословия уничтожены, права всех равны. Он не хочет гибели тех людей, которые ему дороги. Однако революция шла своим путем.
В жизни Бомарше потом случались еще и взлеты, и падения. Ему пришлось посидеть в тюрьме, он пережил якобинский террор — период Французской революции, начавшийся в марте 1793 г., когда революционное правительство (конвент) казнило короля и начало преследования своих противников и всех, кто, как считалось, представлял угрозу режиму. Именно тогда был учрежден революционный трибунал, разбиравший дела «врагов государства», а в следующем месяце — Комитет общественного спасения.
В период жестокой диктатуры, последовавшей за поражением жирондистов, были казнены по меньшей мере 12 тысяч политзаключенных, священников и аристократов, включая Марию Антуанетту и мадам Ролан. Режим терроризма усилился в июне 1794 г. после передачи высшей власти Робеспьеру, а закончился после ареста и казни Робеспьера.
Потом Бомарше познал власть «жирных котов» Директории — правительства первой Французской республики, состоявшего из банкиров и других ростовщиков. Умер он в 1799 г., в 67 лет, — уже при Наполеоне.
Пьер Бомарше взял от жизни все, сумев при этом сохранить себя. А написанные им революционные комедии нисколько не утеряли ту боевую силу, которую они имели в момент их появления на сцене. Они вошли в золотой фонд зарубежной революционной классики. И всегда будут занимать в нем одно из первых мест.
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»