И, пожалуй, самая титулованная: народная артистка, дважды Герой соцтруда, лауреат ленинской и сталинских премий.
Она воспитала 12 учеников. Да каких! Каждый из них — звезда и большая индивидуальность: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе…
Уланова всегда считалась самой загадочной, самой недоступной, самой закрытой. Крайне редко она соглашалась дать интервью, отказывалась выступать по радио и телевидению. При этом была богиней, ради которой мужчины бросали жен-красавиц.
…Ее не стало в 1998-м. Но имя балерины не забыто, ее по- прежнему боготворят, и 8 января — день рождения Галины Сергеевны — для поклонников ее творчества особенный день.
В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» для всех любителей русского балета состоялся вечер известной русской балерине. А называться он будет так: «Галина Уланова: «Я не хотела танцевать…»
Читатели чуть ближе прикоснутся к жизни и творчеству знаменитой танцовщицы, посмотрят документальный фильм о ней «Жемчужины русского балета ХХ века» из цикла «История в лицах» и отрывки из некоторых балетов, в которых Уланова исполняла ведущие партии.
Итак.
Родилась будущая звезда в балетной семье в Петербурге 8 января 1910 года. Мама и папа были связаны с классическим танцем. Однажды маленькую Галю взяли в Мариинский театр на «Спящую красавицу», и когда на сцену вышла Фея Сирени, девочка звонко закричала на весь зал: «А это моя мама!».
В детстве Галя не слишком любила играть в куклы, зато с удовольствием залезала на деревья вместе с мальчишками. Она не думала о балетной профессии, видела по родителям, насколько это каторжный труд. Галя мечтала стать… моряком. Но в 9 лет ее привели в хореографическое училище.
У юной ученицы были отличные профессиональные данные, и мечта родителей о продолжении балетной династии начала воплощаться в реальность. Галина отдавалась новому делу с полной отдачей, она ко всему подходила основательно. Наверное, поэтому, для многих стала откровением ее фраза: «Не могу сказать, что люблю балет как таковой»…
Учеба проходила в самые тяжелые послереволюционные годы. Не было ни света, ни дров, порой приходилось делать экзерсис в шубах. Зато детей в интернате кормили! Галя училась у мамы, потом осваивала мастерство под руководством Агриппины Вагановой.
В 1928-м году Галина Уланова стала артисткой ленинградского театра оперы и балета. Дебют юной балерины был громким, публика влюбилась в нее мгновенно. На этой сцене она прослужила 16 лет. А потом ее «перевели» официальным приказом в Москву, в Большой театр. На должность солистки Галина поступила в 1944-м. Увы, москвичкой Уланова так и не стала и до последних дней грустила о Ленинграде.
Ее танец завораживал, вдохновлял. Уланова при помощи движений тела умела рассказать нечто такое, чего не было написано в либретто. Ее драматическое мастерство поражало. Почти каждый спектакль с участием Улановой заканчивался овациями. Зрители аплодировали ей стоя, а иногда плакали от переизбытка чувств.
— Ты должен так сделать каждое движение, чтобы это было правдой. Ты должен работать головой, — говорила Уланова.
В 1956-м Галина Уланова отправилась на гастроли в Англию. Какой был ажиотаж! Приехала легенда. Чопорная английская публика выстраивалась в очереди, чтобы увидеть ее Жизель и Джульетту. Уланова оправдала ожидания: зритель был в полном экстазе.
На спектакль пожаловала королева. При ее появлении весь зал встал и вытянулся в струнку. В тишине Елизавета проследовала к месту. Так же должно было быть и в финале представления. Но публика стояла у сцены, и никто не заметил, как ушла королева.
Овации длились полчаса. А ведь тогда Улановой было 45 лет! По нынешним меркам — глубокая балетная пенсия! Кстати, Галина Сергеевна всю жизнь делала специальную гимнастику, весила 48 килограммов и предпочитала высокие каблуки.
Красавицей себя Галина Уланова не считала. Зато говорила, что для балета неброская внешность идеальна: при помощи грима ее можно преобразить в кого угодно! Тем не менее, мужчины сходили по ней с ума по ней. Талант и гений балерины завораживал мужчин. Увидев ее на сцене, многие стремились познакомиться с ней поближе.
Ради нее оставляли жен-красавиц. Режиссер Юрий Завадский ушел к балерине от звезды советского кино Веры Марецкой. Иван Берсенев, актер, художественный руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола, оставил актрису Софью Гиацинтову. Правда, их развод так и не был оформлен.
Главный художник Большого театра Вадим Рындин также ради советской Джульетты ушел из семьи. Вадим Федорович ревновал балерину, А она признавалась, что ей это даже льстило: «тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют». Но и с Рындиным Галина Сергеевна рассталась.
— Наверное, я просто по характеру не домашний человек, вот семьи и не получилось, — признавалась балерина. — Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили. Я их с признательностью вспоминаю.
В финале жизни рядом с балериной оказалась подруга, журналистка «Комсомолки» Татьяна Агафонова. Галина Уланова иногда представляла Агафонову своей «приемной дочерью». Своих детей у нее не было. Татьяна стала ее помощницей по дому, секретарем. Ради того, чтобы всегда быть рядом с великой Улановой, журналистка оставила работу в газете, разменяла свою квартиру и мамы, и поселилась в знаменитой высотке на Котельнической набережной.
Позже Галина Уланова и Татьяна обменяли свои квартиры на одну четырехкомнатную. Но там они прожили недолго. Татьяна умерла на три года раньше балерины, сгорела от рака. После смерти подруги Галина Сергеевна закрыла комнаты и жила лишь в одной. В 89 лет у нее случился инсульт. Когда Уланову обнаружили, было слишком поздно. Спасти ее не удалось.
Похоронили балерину на Новодевичьем кладбище.
Читайте Кем была Майя Плисецкая, звезда русского балета, — агентом КГБ или английской шпионкой?
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»