Любители и профессионалы фотографии не конкурируют между собой на выставке в ОСИ. Они идут по городу за цветом.
Однажды в сером-сером городе, на серой-серой улице… Так могла бы начаться эта совсем не страшная сказка про игры света и цвета, затеянная молодой командой Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея и предъявленная зрителям в пятницу 13-го. Тоже так себе знак, если разобраться.
Но публику в ОСИ таким календарным знаком не напугать, и на открытие пришло немало любителей оценить современную фотографию, увидеть через нее уличное искусство, почувствовать ритмы репортажного формата или краски неформальных локаций этого серого-серого города.
И фотохудожники, и репортеры, и зрители, как это традиционно случается в ОСИ, юны и мобильны, остры на ощущения от сегодняшнего дня и очень симпатичны. Среди фотографов, пожалуй, в большинстве те, кто никогда и ни в каких выставках подобного толка свои снимки не видывал. Да и вообще о выставках не думал. Как Татьяна Лобова из Самары, например. Она снимает исключительно на телефон. Работает менеджером в мебельной компании и профессиональным фотографом стать совершенно не стремится.
– Мне хватает телефона. Наверное, потому, что Инстаграм не требует от фотографии какого-то сверхкачества, а все мои фотографии есть в социальных сетях. Сегодняшние сети – основной источник информации, а для фотографа – еще и основная платформа для продвижения своего творчества. Через них ты можешь донести и мысли, и взгляды, – рассказывает Татьяна возле своих «Самарских двориков». – Это мое хобби, выросшее из другого хобби. Я всегда любила путешествовать по области, гулять в городе, и фотография дала мне возможность запечатлеть и какие-то красивые картинки, и спорные социальные моменты. Есть глянцевая сторона города, и есть изнаночная. Я люблю снимать «заброшки», и стараюсь донести до людей, что красивое не обязательно снаружи. Красота внутри, может быть, на первый взгляд, покажется кому-то ужасной, но ее нужно почувствовать. Для меня эстетика есть во всем.
Такой автобус
«Бремя» – замечательная, настроенческая фотография еще одной дебютантки на нынешней выставке, инженера из Тольятти Светланы Пережогиной.
– Я хотела показать, что характер города могут выразить не только парадные площади или оживленные магистрали. И скорее совсем не то, что обычно принято показывать в глянцевых картинках на каких-то коммерческих снимках. А застывшие моменты времени, которые есть в каждом дворе, в каждом городе. Они пишут свою историю. Этот автобус на моей фотографии стоит рядом с моим домом столько, сколько я там живу. Само время вписало его в окружающую среду и буквально ассимилировало его с ней, превратило его в объект, за которым интересно наблюдать, – рассказывает Светлана.
Время желтого
Валерия Белова в выставках ОСИ участвует уже дважды. Она вот только что закончила магистратуру в гуманитарно-педагогическом институте ТГУ. Теперь – филолог по образованию и фотограф по эмоциональному погружению в яркую жизнь не такого уж яркого города. Лера ищет цвет и, к нашему удивлению, находит его в самых неожиданных ситуациях, разделяя с миром радость от желтого и зеленого. На этот раз серия ее фоторабот в городе посвящена именно этому солнечному цвету. Девчушка в желтом дождевике в городском автобусе – только одна точка внимания молодого фотографа, которая стремится передать не только цвет, но и ритмы, запахи города, а потому с удовольствием и особым настроением фотографирует рынки.
– Мне всегда нравилось смотреть на фотографии, пробовать фотографировать самой. Мой дядя – профессиональный фотограф, и он очень вдохновлял меня своими снимками. Учиться фотографии я начала три года назад. В том числе учиться снимать людей. Мне нравится работать в портрете. А уличные снимки – это вообще одно сплошное удовольствие, потому что в этих фотографиях очень живой контент. Успеть запечатлеть искренний, непостановочный момент жизни моя главная цель.
Концентрация счастья
Александр Лисовский знакомит нас со своими эмоциональными черно-белыми фотографиями, которые так привлекли внимание зрителей и коллег по цеху на этой выставке. Александр говорит о них «концентрация счастья», имея в виду детей, купающихся в струйках новых тольяттинских фонтанов. А еще называет эту серию снимков «магией воды», поскольку ему удалась настоящая ода воде. Да, это вода – главная, роскошная, живая, притягательная и потрясающая героиня Александра. И в жаркое лето 2021 года такое любование водой уж точно не требует комментариев. Оно просто делит наши эмоции и привораживает, заставляя запомнить имя художника.
– Тут важна терминология, – ответил Александр на мой вопрос о профессиональной работе в фотографии. – Я считаю профессионалами тех, кто продает свои работы за деньги. Я на заказ не работаю. Мне кажется, что любители могут добиться большего успеха именно потому, что не привязаны к заказу. А по профессии я патентовед. И в патентоведении меня привлекают именно возможности поиска. Если бы я не был патентоведом, занялся бы археологией. Там поиск практически непрерывный и даже более интересный, чем патентный. Поиск вообще моя натура. И в фотографии тоже. Я езжу по городу на велосипеде практически каждый день и часто вожу с собой фотоаппарат, пробуя по пути все жанры понемножку. На этих снимках в сквере на Революционной совершенно счастливые дети. Они радуются ощущениям от воды, а взрослые счастливы, глядя на это концентрированное детское счастье.
Интересно работает в городе фотограф с солидным выставочным и конкурсным стажем Дмитрий Липай. Его работы есть в каждой локации выставки. И они тоже ловят цвета тольяттинских зданий там, где их не замечает бегущий по делам пешеход. Вот и его «Русь» у самого неба контрастирует с облаками, козыряя красным цветом под крышей.
Зрители задерживаются у работ Антона Гриднева и Алины Кидби, рассматривают кадры от Алексея Батьковича, дискутируют с концепциями Михаила Крюкова и отыскивают для себя имена, за творчеством которых теперь будут следить на новых выставках и в соцсетях. Благо интернет дополняет впечатления от выставочных пространств, и грань между снимком профессионала и любительскими кадрами становится все более зыбкой и менее рискованной.
У вас тоже есть шанс влюбиться в чьи-нибудь снимки: выставка на Свердлова, 3 продлится до 10 сентября.
PS: работа выставки будет продлена, следите за новостями ОСИ ТХМ.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»