Когда ты не веришь в магические практики, колдовство, только в этом случае можешь более-менее адекватно их воспринимать…
– Я хочу сразу сделать несколько заявлений. Может быть, кого-то разочарую, но колдовать мы сегодня не будем! Сам не специалист в деле колдовства, я – ученый, который это описывает, – именно так поприветствовал горожан в ДК «Тольяттиазот» доктор филологических наук, лингвист, эксперт по странам Африки Кирилл Бабаев.
Он приехал к нам в город в рамках популярного просветительского проекта «Химия слова». С лекцией «Колдуны и ведьмы XXI века: как древняя магия адаптируется под современные технологии».
– Езжу по труднодоступным районам мира: джунглям, горам, пустыням. И собираю там информацию для своих исследований, которые посвящены языкам и культурам народов мира. Это очень интересная работа. Она позволяет огромное количество всего узнать, этого не прочтешь никогда, нигде и ни в одной книге. И, конечно, когда так много совершаешь экспедиций, начинаешь смотреть на мир совершенно другими глазами, – подчеркнул востоковед.
Человек не верит в науку?
А еще по своим взглядам ученый Бабаев – атеист. С его слов, это очень важно именно для такой темы. Когда ты не веришь в магические практики, колдовство, только в этом случае можешь более-менее адекватно их воспринимать. Ученый должен быть с холодной головой, имея возможность все-таки смотреть на это со стороны и в равной степени воспринимать всё увиденное. Не привязываться ни к чему.
Многие исследователи Африки, Латинской Америки, Азии, несмотря на то, что они ученые, в какой-то момент теряют разум от увиденного, от того, что изучают. Им кажется, что на самом деле вся эта магия существует.
– Пока мне удается этого избегать, с холодной головой подхожу ко всему. Может быть, поэтому еще и жив. Всегда участвую во всех церемониях колдовства, обрядах, пью разную гадость, ем какие-то непонятные субстанции. Хожу ко всем шаманам, целителям, диким колдунам, хиромантам, которых вижу на своем пути. Они умеют превращаться в зверье, но я сам при этом не превращаюсь в зверье, – отметил африканист.
Как считает эксперт, магия была и будет всегда. 50 тысяч лет назад никакой науки не существовало, человек ничего о мире не знал, считал себя частью природы и был ею на самом деле. Он верил в магию и сверхъестественные силы.
Сейчас мы живем в XXI веке, у нас – интернет, почти у каждого – по три смартфона. Мы понимаем, как работают законы природы, нам рассказывали, отчего новолуния случаются, но мы всё равно продолжаем верить в колдовство. Почему?! Потому что ужасно хочется заглянуть по ту сторону нашего обыденного мира. Это совершенно нормальное желание: мы хотим знать будущее, хотим обладать информацией о том, что будет после смерти.
Ждем ответа на вопрос: почему мир такой, а не другой? Ну, условно: почему вода льется вниз, а не вверх? Но это сразу становится скучным, ведь ответ на вопрос уже есть.
А нам хочется – весело. Мы очень любим тайны и чтобы нам доказывали, что еще не всё открыто, не всё объяснено. Что в природе еще масса различных секретов, которые сейчас нам раскроет вот этот находящийся на экране целитель.
Вот он – из Африки, сейчас камлает у идола и предскажет будущее, лишит всех проблем, вылечит болезни и сделает уже нашу жизнь беззаботной и веселой.
– Человек в науку не верит. Замечали, что время от времени на полках в книжных магазинах появляются какие-то сенсационные книги. В них пишут о том, что на самом деле всё не так. История не та, законы природы не те. И всё, что рассказывали в школе – забудьте. Люди покупаются на это, поскольку хотят, чтобы было еще чудеснее, таинственнее, чем есть на самом деле.
Мы верим в магию с той же страстью, что и наши предки 20-30 тысяч лет назад. Думаем, что некие люди имеют сверхспособности. Идем к таким, которые якобы обладают этим волшебством, чтобы решить собственные проблемы. И так было и так будет. Интересно, что технологии здесь нисколько не помогают, – сказал востоковед.
Поговорим о шаманах
Он, например, не скрывает, что обычный человек. «Но когда я надеваю этот чудодейственный костюм, то становлюсь духом» – так говорит о себе шаман.
В чем смысл африканской маски? Это кусок дерева или кожи – любой знает. У нас в России тоже были маски, в деревнях на праздниках их использовали, скоморошничали и прочее.
И вот человек надевает маску, и тут же в него вселяется дух, он начинает общаться с потусторонними силами? Потому что маска в соединении с человеком дает такой эффект?
– Сам участвовал в подобных церемониях, смотрел много раз. Они, когда в маске, перестают вести себя как люди, не разговаривают с тобой, у них сразу появляется специальный священный язык, особенно его применяют шаманы в Африке и Австралии.
Это дает им некую магическую связь с тем миром. Но для них оба мира едины, они считают, что духи живут рядом с нами, как и умершие предки – они тоже рядом. Каждые камень, дерево, пруд, зверек – наделены сверхспособностями, все они умеют разговаривать. И вот если маску надеть – мы их услышим…
Как мировые религии интегрируются в традиционную культуру? У нас в России это происходило в 11-12 веках, когда появилось христианство. Они каким-то образом взаимодействовали. Но мы, к сожалению, очень мало знаем об этом – особо ничего и не сохранилось. Зато можем как раз всё видеть там, где это происходит сейчас. Когда традиционные культы сталкиваются с религией, наблюдать за этим симбиозом любопытно, – считает лингвист.
Вот, например, Африка где-то поровну разделена между христианством и исламом. Но большинство африканцев, жители городов, крупных деревень, всё равно продолжают исповедовать свои древние культы. Они считают, что это сосуществует, и спокойно можно жить, не чувствуя никаких неурядиц. При этом ни христианство, ни ислам не испытывают никакой толерантности ко всем этим духам, тотемам и шаманским практикам.
Но религия с магией не могут расстаться… единожды встретившись.
– Когда встречаю колдунов, всегда прошу их как-то помочь. Или будущее предсказать или вылечить от какой-то болезни. Правда, уже от всех болезней вылечился, не осталось их. Поэтому прошу, чтобы на работе всё было в порядке, спокойствие, – с улыбкой рассказал Бабаев. – И вот приходишь к шаману, а у него на столе Библия лежит. И он мне совет дает: когда начну колдовать, ты держи руку на священной книге. Это о чем говорит? О том, что он христианин, ходит в церковь. И как это объяснить – он сам не знает. И наука не может дать разъяснение.
История от колдуна
В Африке, в Гане, католический священник открыл приход. И не идет у него «бизнес», мало народу посещает церквушку, 20-30 человек. Живет-то он на пожертвования, а их нет. Как быть?
И священник идет к шаману:
– Мне нужен священный амулет, ты наколдуй его, чтобы ко мне пришел народ.
Колдун ответил, что всё сделает, но вначале необходимо заплатить. И довольно приличную сумму, поскольку маги дают реальные гарантии, а за гарантии нужно платить.
– Хорошо, но денег нет, – ответил священник. – Ты наколдуй мне в кредит. Потом народ повалит, я тебе кредит с процентами верну.
Колдун и священник даже кредитный договор подписали.
Прошло два месяца, а священник не торопится возвращать долг. И решил шаман сходить, проверить, как там приход работает. Приехал к воскресной службе и видит, что народу… яблоку негде упасть. Тысячи человек собрались.
Колдун злой, он разыскивает служителя и начинает на него кричать:
– Где мои деньги?! Я дал амулет, ты не заплатил!
И они начали драться. И съемку этой драки колдун разместил… у себя на страничке в соцсети, потом хвастался этим видео лингвисту Бабаеву.
А у священника дело пошло после того, как он этот магический амулет положил под крест на алтаре. Они верят, что работает и то, и другое…
Как они это объясняют? Почему по воскресеньям ходят в церковь и являются прилежными христианами, а в будни они – язычники, просящие исцеления у шаманов в пещерах?
Шаман дает гарантии. Шаман решает вопрос. Вот тебе амулет, вот два месяца гарантии. И всё происходит, все сбывается.
А Иисус Христос – это другое. Он добр, милостив, может помочь, а может, и нет. Грешил? Долги не вернул? Не жди милости от Всевышнего.
А шаман творит чудеса.
– Я сам много раз видел чудеса, – сказал ученый.
В это время на экране монитора появилась копна сена. Африканская деревня. Сегодня праздник духа – покровителя деревни. Этот дух вселяется в копну сена. Раскрашенная в разные цвета солома ставится посредине площади, она легкая, ее спокойно один человек дотащит и разместит куда нужно.
Затем все жители собираются на этой площади, точнее поляне, и местные музыканты бьют в тамтамы, дудят, издают совершенно дикие психоделические звуки. И копна постепенно начинает в такт музыки… плясать. Она движется, раскручивается вокруг своей оси и дальше движется по площади.
Потом музыканты прекращают играть, и она останавливается. К ней подходит человек, кладет на бок, а внутри никого нет.
Наш исследователь просит специально для него повторить церемонию еще раз. Они начинают играть, копна – крутиться.
– Тут я резко выкрикиваю: стоп! Подхожу сам к соломе, поднимаю – там никого нет. Ну что ты будешь с этим делать? Куда девать рационалистическое сознание, 2000 лет фундаментальной науки? Где законы природы? Где? Три закона Ньютона не сработали!
Лечение от недугов у них тоже специфичное. Но помогает! Например: возьми череп обезьяны, растолки его в воде, так, чтобы он превратился в неаппетитную бурду, и выпей. Но надо это делать ночью – в полночь и обязательно на холме. Еще и на холм пилить, и череп покупать на местном рынке… Значит, выпить смесь, а остатки вылить себе на голову. И решают люди таким способом свои проблемы, помогает. Я так кокос пил и на голову выливал остатки молока. Это меня от мигрени лечили. Шаман дал гарантии, что болеть не будет. Верите, нет? Уже четыре года голова не болит.
Почему это работает? Потому что, с моей точки зрения, это давит на психику. Если ты действительно в это веришь – думаешь, что сработает. Примерно такой же эффект и от религии, – считает лектор.
Читайте Кошки или собаки
Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»