• Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

Хотелось бы верить: Смайлики могут магически воздействовать на людей

16.05.2021 14:05 0

Ещё в XIX веке просветители предсказывали, что научные знания помогут избавиться от предрассудков и невежества. Но даже в наше время, когда знания стали доступнее чем когда-либо, находится место вере в магию. О колдунах и ведьмах современности слушателям лектория «Химия слова» рассказал учёный, путешественник и филолог Кирилл Бабаев.

Почему магия манит?

Кирилл уже бывал в Тольятти с лекциями по истории, много рассказывал про Африку. Нынешняя лекция затронула не только африканские народы – колдовство живет в разных отдалённых уголках мира.

– Экспедиции позволили мне поближе познакомиться с магией и традициями разных народов, – рассказывает лектор. – С удовольствием пробую на себе ритуалы и принимаю участие в шаманских практиках. Сам в магию не верю, я скептик, но это помогает погрузиться в культуру.

Кирилл Бабаев считает, что «учёный должен иметь холодную голову». Только так можно исследовать иную культуру и не стать жертвой предрассудков.

– Мне как-то предложили участвовать в традиционной мексиканской церемонии, – рассказывает Кирилл. – Говорили, что шаман введёт в транс и я увижу прошлое и будущее. Вместе с шаманом я находился в землянке, он окуривал травами и бормотал заклинания. И тут я понимаю, что шаман уже в трансе и ни на что не реагирует, а я так и остался в сознании. Разочаровался. Наверное, со мной так вышло именно потому, что я не верил в силу шамана.

Магия всегда сопровождала человечество. В давние времена через магию люди пытались объяснить то, что не могли понять. Например, обожествляли молнию и гром. Сейчас нам известно, откуда они берутся, в этом никакой мистики. Но магические практики продолжают существовать.

– Наука не оставляет нам возможности верить, она раскрывает тайны мира. А людям всегда хочется верить во что-то мистическое, необъяснимое, – поясняет лектор. – Удивительно, как в наш век технологий ещё остаются люди, которые всерьез воспринимают магию и верят в колдовство. Но нам хочется верить в то, что мир – интересное и необычное место.

Религия + магия

Если посмотреть на наскальные рисунки из алжирской пустыни, изображающие колдунов, и на современных африканских шаманов, то вы не заметите разницу. Африканские маски – куски дерева, и люди это понимают. Да и сам шаман не скрывает, что он обычный человек. Но как только надевает маску – сразу становится проводником духов.

В это время шаман меняет своё поведение, перестает разговаривать с обычными людьми. У некоторых народов Африки и Австралии даже есть специальные священные языки, на которых говорят между собой только шаманы в масках.

По поверьям, каждый камень, деревце и ручеек имеет свою магию, а умершие предки живут рядом. Но это не мешает африканцам ходить в церковь и молиться Богу.

– Как мировые религии интегрируются в традиционную культуру – очень интересная тема для исследования, – делится Кирилл. – Когда единобожие сталкивается с многовековыми культами, это выливается в оригинальный симбиоз местных верований и религии. Так, африканцы верят, что и духи, и боги могут сосуществовать. И христианство, и ислам нетерпимы к языческим верованиям, но в африканских деревнях они сосуществуют вместе.

Так, в Того (государство в Западной Африке) через дорогу находятся католическая церковь и языческий храм питона. По воскресеньям люди ходят в церковь, а в остальные дни – к жрецу в храм. Бывает, что шаманы даже используют религиозные атрибуты для ритуалов. Например, просят подержать руку на Библии или пожевать размоченные в алкоголе листы Корана.

В Африке можно увидеть иконы с изображением Христа в национальном стиле. Местные могут почитать своих святых, которых отрицают официальные каноны, и такие тенденции проявились не только в Африке. Например, в Гватемале (стране к югу от Мексики) есть церковь, где стоит деревянная статуя Святого Симона, а вокруг – цветы и курительные смеси.

– Этот святой чрезвычайно популярен, но официально католическая церковь его не признает. – говорит Кирилл Бабаев. – Если она его запретит, потеряет паству. Поэтому религия и магия вынуждены объединяться.

Чудеса с гарантией

Африканцы помолятся Богу, а потом всё равно пойдут к колдуну со своей проблемой. Почему? Потому что шаманы дают гарантию, что ритуалы точно помогут, а религия – может да, а может нет. Нагрешил? Вот поэтому Бог тебе не помог. А если шаманские ритуалы не помогли – то «это ты просто не так делал, давай по-другому попробуем».

Ещё одна причина, почему шаманы так популярны – они настоящие чудотворцы. Точнее, они убеждают людей в этом. Могут приложить горящую ветку к языку и не обжечься, а могут превратиться в гиену.

– Правда, при мне в гиену никто не превращался, конечно же, – сразу вносит ремарку Кирилл. – Но я был свидетелем одного очень странного случая во время экспедиции в Африке. На празднике духа-покровителя деревни посреди площади поставили копну окрашенного сена. Жители били в барабаны, и копна начинала вращаться и плясать, как если бы в неё вселился дух Зангбето. Когда они останавливались – копна замирала. К ней подошёл человек и опрокинул на бок – внутри никого не было. Я попросил ещё раз повторить это – под звук барабанов копна снова стала крутиться, и тогда я сам подошёл к ней и поднял – никого.

Это всё из головы

В африканских странах вместо аптек – лавки с целебными ингредиентами: черепами животных, перьями, иглами дикобраза и другой атрибутикой для шаманских снадобий. Вот один из рецептов: «Возьми череп обезьяны, растолки в воде и выпей ночью, а остаток вылей на голову» – как думаете, поможет это излечиться от болезни?

Кирилл считает, что большинство ритуалов рассчитаны именно на веру, самовнушение и эффект плацебо. В подтверждение он рассказывает историю суда над ведьмой. Мужчина пожаловался шаману, что у него пропала мужская сила. Маг созвал деревню, и спросил, кто вор. Деревенские жители посовещались – никто не крал. Тут слово берёт ребёнок, который говорит: сестра мужчины украла, она ведьма. Доказательства? «Видел во сне, как она летала». И другие начинают поддакивать. Тогда зовут эту женщину, и спрашивают у неё, не ведьма ли она. Женщина кивает: «Да, ведьма». «А вы крали у брата его мужскую силу?» Опять кивает. «А где вы её спрятали?» «За деревней в кустах». И все жители идут к этим кустам, из которых ведьма достает коробок и возвращает брату его «мужскую силу».

– Это напоминает сеанс групповой психотерапии, – отмечает лектор.

Похожее наблюдал этнограф Клод Леви-Стросс в Южной Америке. Он познакомился с потомственным шаманом, который не верил в магию. Дед с отцом наставляли его: если у человека что-то болит, ты пожуй ягоды с птичьими перьями, укуси за больное место и выплюни пережёванное, якобы хворь из человека так выходит. Но он ещё юношей отказался помогать им и отправился учиться в город. Через какое-то время и деда, и отца не стало, и деревне стал нужен новый шаман. Приехал человек из деревни и упросил потомка шаманов вернуться, чтобы вылечить женщину от болезни. Он провел ритуал, как его учили, и это помогло. Сам шаман в магию не верит, но верят его подопечные. И вылечиваются.

Лагеря для ведьм

Это добрых шаманов и целителей в деревнях почитают. А если кого-то уличат в черном колдовстве – то… Нет, не убивают – законом запрещено. Но среди простых людей таким не место. Вот и ссылают колдунов и ведьм в выделенные для них поселения.

– Там живут и те, кто действительно верит в свои колдовские чары, и те, от кого хотели избавиться родственники, – рассказывает Кирилл Бабаев.

Он брал интервью у одной из «ведьм». Она была незамужней и из-за возраста не могла работать, поэтому жила с братом и его женой, которые её содержали. Золовке это надоело, и она распустила слухи. Тогда «ведьму» забрали у семьи.

– Потом я поговорил с её подругой, с которой они сдружились уже в лагере, – продолжает рассказ лектор. – И та искренне верила в свою магию. Так и говорила: «Я – ведьма». Я спросил, а что она сделала, если её сослали сюда. Она рассказала, что по ночам превращалась в муравьеда, рыла подкопы и проникала в дома, чтобы наслать порчу. Как-то она вошла в дом одной женщины, и у неё потом родился мертвый ребёнок. Ведьма-муравьед с таким упоением это рассказывала, что я попросил её превратиться. Она сказала, что больше не может – с ней поработал штатный сотрудник лагеря.

Задача штатных сотрудников – лишить магии колдунов и ведьм. Для этого они проводят ритуалы, а чтобы проверить, сработало ли, они используют курицу. Отрубают ей голову и пускают бежать. Через некоторое время курица падает, и то, на какой бок она упала, покажет, вылечится ли колдун от магии или нет.

– В остальном в этих лагерях люди живут, как и в любой другой деревне, женятся и заводят детей, – говорит Кирилл. – Это поселения изгоев, тех, кому не нашлось места в родных деревнях. Правительство их обеспечивает. Власти не могут просто сказать «эта женщина – не ведьма, она останется с вами», потому что с укоренившимися верованиями тяжело бороться.

Интересные факты

– Жители Африки верят, что смайлики могут магически воздействовать на людей. Так что в переписках с африканцами не используйте эмодзи.

– На севере Африки больше последователей ислама, на юге – христиан. При этом в течение жизни человек может переходить из одной религии в другую, и это не считается чем-то предосудительным.

– Шаманизм, тотемизм, фетишизм и анимизм – ранние формы религиозных воззрений. Шаманизм – вера в сверхъестественную силу шамана, тотемизм – в тотемы и тотемных животных, фетишизм – в идолы и амулеты, анимизм – в духов. Все они могут переплетаться в традиционных верованиях.

Ольга Тебенкова, оригинал статьи опубликован в газете «Волжский химик»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вниманию посетителей! Мы временно отключили возможность комментирования новостей в связи с частыми призывами к противоправным действиям и насилию со стороны некоторых посетителей. Надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция "Осведомителя".

 
Последние новости