В нынешнюю музейную ночь корреспондент газеты «Площадь Свободы» отправился в отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея.
Мы остались «ночевать» с задорной девчонкой – дизайнером по профессии, художником по сути Ириной Севостьяновой. Потому что здесь, в ОСИ, в минувшую субботу открылась ее персональная выставка «Пережить самого себя».
Заразить идеями
– Ирина, поздравляю вас с персоналкой! Как вам пространство, в котором она открывается в нынешнюю музейную ночь?
– Для меня выставки дело привычное. Начиная с 2015 года я веду активную выставочную деятельность и показываю свои коллажи на самых разных площадках. У меня уже были и музейные выставки, и выставки в галереях современного искусства, и небольшие квартирники, и уличные вернисажи, и фестивальные события. Чего только не было за это время! Я за любую возможность предъявить людям то, что я делаю. Мне всегда интересно показать зрителям мои коллажи, заразить кого-то из них идеями. В мире существует очень много разных техник этого искусства. А с ОСИ у меня уже очень многое связано. Здесь я провела первый в жизни мастер-класс по коллажу. Здесь проходит моя первая персональная выставка. Я об этом мечтала.
– А почему коллаж?
– Коллажем я занимаюсь уже больше десяти лет. Мне нравится, что можно работать с уже готовыми средствами, то есть брать готовые материалы, материалы с какой-то историей, и создавать новые миры и смыслы.
Жертвы не нужны
– Устроители вашей персоналки в ОСИ убеждены, что «для того, чтобы пережить себя, жертвы не нужны. Коллаж – максимально гуманное искусство, а художник-коллажист – филантроп по сути». Но для создаваемой вами новой реальности нужно не только вдохновение…
– Да. Например, какие-нибудь старые иностранные журналы, книжные обложки, газеты, снимки… Там художник находит очень интересные фактуры, и там уже есть определенные контексты внутри. И уже ощущая и понимая это, переделывая что-то, можно строить какие-то новые миры, конструировать сущности, представлять какие-то новые смыслы. Но при этом коллаж как искусство еще и настолько многогранен, что можно совмещать его с любой техникой, с живописью или рисунком. Можно создавать коллажные скульптуры.
Коллаж как художественная техника существует уже больше ста лет. Но, несмотря на этот приличный возраст, все время продолжают открываться какие-то новые, современные методы коллажирования. Художники приходят к новым идеям внутри одной техники. Мне нравится работать с архивными материалами, со старыми фотографиями.
– И как некий разрушитель бумажной визуальной памяти в том числе? Не жалко вам старых альбомов и фотографий, Ирина?
– Да, иногда их действительно жалко резать. Жалко рвать журнал, который, может быть, достался тебе с большим трудом, который пришел к тебе из 50-60-х годов. Но ценность коллажа от этого только повышается. Она повышается и для меня, и для тех, кто на него смотрит. Так получается уникальное произведение, в котором ощущается хрупкость. И эту хрупкость нужно сберечь. Нужно очень аккуратно вырезать, аккуратно наклеить. Если у тебя возникают моменты, когда действительно жалко испортить какую-то архивную вещь, можно сделать копию и уж тогда, не стесняясь, резать и клеить этот материал.
– Я так понимаю, вы используете не личные архивы, а ведете прямо-таки поисковую работу? Значит, все идет не от идеи, а от материала?
– Это бывает по-разному. Иногда появляется некий материал, потом возникает идея и начинается процесс. И когда кусочки бумаги или фотографии ложатся рядом с друг с другом, складывается совершенно новая история. А бывает наоборот: возникает идея, и она сама подсказывает, какой материал будет нужен для ее воплощения.
По следам Пикассо
– Я уверена, что ваши первые коллажи, как у всех, были еще в детстве. Пожалуй, у любого ребенка существуют какие-то опыты в этой области.
– Все когда-нибудь в детском саду или даже раньше клеили аппликации, резали бумажки, накладывали их друг на друга. Говоря о коллаже, можно назвать их искусством просто потому, что его сделал художник, и творчеством, если это совершил ребенок. Я пришла к коллажу, когда училась на дизайнера, на уроках композиции. Раньше я, конечно, что-то клеила, но это было скорее баловство, нечто похожее на коллажирование в рекламе. Меня это очень привлекло уже тогда, но я не очень воспринимала искусство коллажа в тех исторических величинах, которые уже знала. Я имею в виду такие имена, как Жорж Брак и Пабло Пикассо. Это люди, которые привнесли коллаж в искусство. И для них, и для их времени это были очень смелые эксперименты.
– А как можно определить вашу технику?
– Наверное, некоторые из моих работ можно назвать сюрреалистичными, потому что там есть тема построения миров. В основном на этой выставке представлены мои абстрактные работы.
– Ирина, меня очень привлекли два ваших коллажа из серии «Иконы».
– Это название серии дала не я. Одна из моих подруг посмотрела на эти книжные обложки с патиной и кракелюрами и увидела схожесть со старыми иконами. И я эту идею приняла. Вспомним, опять же, Малевича с «Черным квадратом», который висел на выставке в красном углу. И мне показалось, что это неплохо для названия целой серии, в которой гораздо больше работ, чем представлено на этой выставке.
– Вы приняли это название – значит, сначала это было для вас чем-то иным? Чем же?
– Возможно, на подсознательном уровне для меня это были иконы, но не в религиозном смысле этого слова. Здесь нельзя проводить параллели с тем, к чему мы все так давно привыкли. Для меня это скорее икона филолога. Ведь для филолога книга – что-то необыкновенно дорогое.
Конечно, можно рассматривать это как акт вандализма, который художником совершается над книгой. Но с другой стороны, все эти книги бросовые. Их выбросили. Библиотеки тоже избавляются от книг, ликвидируют старые, пораженные плесенью и грибком старые издания. А я их подбираю. И даю вторую жизнь. Некоторые могут посмотреть на это негативно. Как это – порвать книгу? А кто-то, наоборот, увидит в этом новую жизнь, которая зарифмуется с его чувствами, ощущениями жизни.
– А чем вы занимаетесь кроме коллажа? Живописью?
– Живописью только в рамках смешанной техники, комбинированной с коллажем, потому что коллаж – это мой медиум, который я обожаю и вот теперь несу в массы, потому что преподаю его.
Справка
Ирина Севостьянова специализируется на аналоговом коллаже. Работает в абстрактной стилистике с элементами фигуратива и сюрреализма. Участница сообществ российских коллажистов «Режь да клей», «Мастерская коллажа», член международного клуба The Colladge Clab. Основала Карманный музей коллажа, курирует выставки проекта «На коленке».
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»