В то время не было ни интернета, ни блогеров. Чтобы получить ответ на какой-либо волнующий вопрос, приходилось идти или в библиотеку, или спрашивать более осведомленных людей. Общение без телефона было оказывается каким-то чудом, это только сейчас понимаешь.
Да, ценности с каждым поколением претерпевают изменения, но что-то остается неизменным многие годы. Фильм «Москва слезам не верит» поднимает многие насущные вопросы и рассказывает о судьбах трех девушек, каждая из которых отличается своей индивидуальностью и характером, что, несомненно, в дальнейшем оказывает влияние на их жизненный путь и принимаемые решения.
«Москва слезам не верит» впервые в истории отечественного кинематографа была показана в 100 странах мира. Эта, на первый взгляд, простая история трех подруг оказалась очень близкой многим жителям нашей планеты. Возможно, именно таких простых и житейских историй не хватает в современном кино, в котором зачастую преобладают оторванные от реальности сюжеты, голливудские штампы и невероятное количество всевозможных спецэффектов.
История создания фильма «Москва слезам не верит» сама по себе вызывает много вопросов и загадок. Первоначальный сценарий был написан за 3 недели Валентином Черных для всесоюзного конкурса сценариев. И эта работа неожиданно для многих заняла третье место. Причем все 3 сценария, занявшие на конкурсе призовые места, были выкуплены «Мосфильм».
При написании сценария Черных вдохновлялся историями жизни своих тетушек, судьбы которых легли в основу его работы с названием «Дважды солгавшая». Да, именно на двойном обмане одной из героинь строилось повествование.
Некоторые, кто смотрел кинокартину «Москва слезам не верит», могут не сразу сообразить, откуда же взялась вторая ложь. На самом деле все лежит на поверхности: в первый раз главная героиня Екатерина Александровна Тихомирова (Вера Алентова) выдала себя за профессорскую дочь в первой серии фильма, а второй раз она солгала Гоше (Алексей Баталов), когда выдала себя за простого мастера, скрыв, что на самом деле она директор завода.
В обоих случаях ложь приводит к печальным последствиям. В первый раз Катя остается одна с маленьким ребенком, во второй раз человек, которого она так долго ждала, исчезает из ее жизни.
Немногие знают, но фильм «Москва слезам не верит» мог бы так и остаться в виде сценария на полках «Мосфильма». Жена Валентина Черных после того, как посмотрела самый первый фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш», посоветовала мужу показать ему сценарий.
Владимир Меньшов ознакомился с работой сценариста, но она ему совсем не понравилась. Однако его зацепил момент, когда совершенно измученная и не выспавшаяся Катя заводит под плач годовалой дочери будильник, который будит ее спустя 15 лет. Он даже сначала подумал, что пропустил несколько листов во время чтения. Но это была такая оригинальная задумка. Была вырезана часть жизни, в которой Катя поступает в институт, воспитывает дочь Александру (Наталья Вавилова), стремительно строит свою карьеру, становится депутатом Московского городского совета и директором крупного завода.
Кстати, супруга Владимира Меньшова, Вера Алентова, также прочитала этот сценарий и сразу заявила: «Ну и мура!». Предполагала ли она в тот момент, что будет играть главную героиню в фильме по этому сценарию?
Прошло какое-то время, и Меньшов решает еще раз перечитать сценарий. Он понимает, что в таком виде история никого не зацепит, нужно серьезно переработать текст: добавить больше людей, показать Москву и людей конца 50-х годов, уделить внимание тому, как жили, одевались, работали, отдыхали, встречались и женились в то время.
Он со своими идеями обратился к Черных Валентину, но тот отказался что-либо менять, и Владимир Меньшов сам переписал сценарий. Стало больше описаний, были изменены некоторые события, скучные места были убраны совсем, и были также переписаны многие диалоги.
Вместо скучной встречи с избирателями Екатерина Тихомирова встречается с Ольгой Павловной, директором клуба знакомств (Лия Ахеджакова). Вместо того, чтобы Катя и Люда (Ирина Муравьева) просто стояли у иностранного посольства и наблюдали за женами дипломатов, была придумана замечательная сцена дорожки на фестиваль французского кино в СССР.
На этой сцене хочется заострить свое внимание. Во-первых, на эту сцену были приглашены артисты, о которых неоправданно забыли: Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Леонид Харитонов. Во-вторых, очень интересен момент с Иннокентием Смоктуновским. Артиста по-настоящему узнали и заметили в фильме «Берегись автомобиля», когда ему было уже 41 год. Владимир Меньшов обращается к зрителям словами Владимира Басова: «В 40 лет жизнь только начинается!». Начинающему режиссеру Владимиру Меньшову во время съемок фильма «Москва слезам не верит» было тоже 40 лет! Достаточно большое количество людей восприняли эти слова, как повод поменять свою жизнь к лучшему, и были ему чрезмерно благодарны.
В сценарий была также добавлена история знаменитого хоккеиста Сергея Гурина (Александр Фатюшин). Была даже специально подготовлена и снята сцена, когда на Чемпионате мира по хоккею Гурин спасает команду СССР от поражения от шведов и выводит вперед. По какой-то причине эти снятые для фильма «Москва слезам не верит» кадры не утвердили и полностью вырезали из фильма. Мы видим только «падение» спортсмена. Режиссер хотел показать, что многие наши люди так много сделали для нашей страны, а со временем стали совсем не нужны.
После серьезной переработки Владимиром Меньшовым сценарий фильма стал более интересным и глубоким. Однако режиссера ждал новый сюрприз.
Принять участие в фильме режиссера, который снимает всего-навсего второй фильм в своей жизни, никто из известных актеров не изъявлял желания. Меньшов приглашал на главную роль Екатерины Тихомировой Ирину Купченко, Жанну Болотову и Анастасию Вертинскую, но от всех них получил отказ. Вроде бы согласилась Маргарита Терехова, но тут же «убежала» сниматься в мушкетерах. Возможно, в будущем они пожалели о том, что им не удалось сняться в фильме, который получит «Оскар», но в то же время далеко не факт, что именно с ними кинокартина стала бы лучше.
Как говорится, все, что ни делается, — к лучшему. Владимир Меньшов стал уговаривать свою супругу Веру Алентову. Она согласилась помочь мужу, поскольку просто некому было играть роль, хотя ей и не нравился сюжет.
Да и на роль Гоши никто не хотел идти. Меньшов решил сам сняться в этой роли. Он даже провел пробы, которые многим очень понравились. Но судьба решила по-своему, Алексей Баталов, которому была предложена эта роль ранее, после некоторых размышлений согласился. Однажды утром он прибежал к Владимиру Меньшову и с порога сказал: «Это все-таки моя роль!»
Веселую подругу Кати – Людмилу Свиридову сыграла Ирина Муравьева. Ее Меньшов заприметил в театре, где она играла роль практически той самой веселой Люды.
Меньшов очень хотел, чтобы взрослую дочь Тихомировой Александру сыграла молодая актриса Наталья Вавилова. Ему понравилось с ней работать в своем первом фильме «Розыгрыш». Однако родители Наташи провели с ней работу, убедили, что актриса кино – это смешно и бесперспективно. Чтобы уговорить родителей разрешить дочери сняться в фильме режиссер пошел на небольшую хитрость. Он отправил знаменитого в то время Алексея Баталова в гости к Вавиловым. Родители, когда услышали от самого Баталова, что их дочери просто необходимо сниматься – разрешили Наталье принять участие в фильме.
Для многих до сих пор остается загадкой, куда исчезла из кино Наталья Вавилова. Она довольно много снималась после успеха фильма «Москва слезам не верит». В 80-х годах она снялась в таких фильмах: «Шофёр на один рейс», «Нас венчали не в церкви», «Ученик лекаря», «Поезд вне расписания». Но однажды во время съемок ей нужно было сняться верхом на коне. Ассистент перепутал и вывел коня с больной спиной. Когда актриса села на коня, он резко встал на дыбы и сбросил Наталью. Врачи обнаружили у нее повреждение позвоночника, и карьера актрисы на этом закончилась.
Как обычно в те годы, фильм «Москва слезам не верит» ждали трудности во время просмотра художественным советом. Фильм не впечатлил чиновников, их не устраивало то, что в первой серии показана тяжелая жизнь лимитчицы Катерины. «Взрослая» жизнь Тихомировой во второй части фильма более-менее была приемлема для комиссии, однако режиссера заставили убрать или сократить до минимума встречи главной героини с женатым Володей (Олег Табаков).
После того как глава государства посмотрел фильм и остался в полном восторге, практически незамедлительно кинокартине была присвоена высшая категория, и сделано максимальное количество копий (впервые для двухсерийного фильма).
Фильм «Москва слезам не верит» только в первый год посмотрело порядка 90 миллионов зрителей. На следующий год более 60 миллионов зрителей купили билеты на эту кинокартину. Сборы оказались настолько внушительными, что на эти деньги можно было построить несколько городов! Владимиру Меньшову дали трехкомнатную квартиру и автомобиль «Волга».
В ночь с 31 марта на 1 апреля фильм получает приз от Американской академии кинематографических искусств и наук – «Оскар». Когда утром 1 апреля Меньшову позвонили и сообщили об этом, он просто принял это за первоапрельскую шутку.
Режиссер получил эту статуэтку только через несколько лет, поскольку из-за ложных доносов своих коллег, которые завидовали его успеху, он был длительное время невыездным за границу.
После «Оскара» около 100 капиталистических и социалистических стран купят и переведут на свои языки историю Катерины Тихомировой. Это будет грандиозным успехом для советского кино, вернее, успехом нашего замечательного режиссера Владимира Меньшова!
Читайте: Почему запретили снимать в кино Савелия Крамарова?