Совсем скоро, 14, 15 и 16 марта 2019 года, в театре юного зрителя «Дилижанс» состоится премьера спектакля «Преступление и наказание», созданного в рамках федерального проекта «Культура малой родины».
Как сказала на пресс-конференции директор ТЮЗа Ирина Миронова, проект реализуется уже третий год, им предусмотрена поддержка театров для детей и юношества, которые прежде финансировались по остаточному принципу. За счет федеральных средств уже были поставлены спектакли для детей «Малыш и Карлсон», «Красная шапочка». А «Преступление и наказание» ориентировано на молодежь:
– Нам представилась возможность пригласить режиссера из Санкт-Петербурга Евгения Зимина. Это ученик Зиновия Корогодского, что для нас особенно ценно.
Художественный руководитель театра Виктор Мартынов добавил, что раньше им приходилось рассчитывать только на собственные возможности, теперь, пожалуй, впервые привлечены творческие специалисты из города Раскольникова и Достоевского. Это, помимо режиссера, художник по костюмам Елена Золотарева, педагог по сценической речи Юрий Васильев. Художник-сценограф Нина Мурзина тоже иногородняя – из Калуги.
– Евгений Зимин принадлежит к той же школе, что и мы, поэтому не потребовалось сложного перехода из текущего режима в работу с приглашенным режиссером.
К сотрудничеству был привлечен и ныне питерский сценарист с тольяттинскими корнями Юрий Клавдиев. Правда, его переработка великого романа получилась слишком авторской, поэтому претендует на отдельную постановку в рамках фестиваля «Премьера одной репетиции».
Интересно, что создатели спектакля решили раздвинуть его временные рамки за пределы сцены. Так, перед премьерой зрители получат программки с аутентичной газетной статьей об убийстве старушки в жанре криминальной хроники, ее нет в романе. А в интернете будет выложен короткометражный фильм – эпилог.
– В спектакле существует два Раскольниковых, – продолжил рассказ постановщик спектакля Евгений Зимин. – На их взаимоотношениях строится спектакль, и все возникающие по ходу действия персонажи воздействуют на реализацию их идей. Конечно, на воплощение всех сюжетных линий этого полифоничного романа потребовалось бы не три часа, а три дня. Но присутствуют все основные персонажи – Свидригайлов, Катерина Ивановна, Мармеладов, Соня. Нет задачи реализовать их линии полностью, их участие – своеобразная провокация для главных героев.
Режиссера спросили о том, как произошла его встреча с материалом. Он засмеялся:
– Это мистическая история. Прошлой весной в одном театре мне предложили поработать с романом «Преступление и наказание». Я приступил к работе, перечитывал, анализировал, обратился в музей Достоевского за дополнительными материалами. А потом тот проект заглох. Жаль было, конечно, но я подумал: все пригодится, все в копилку. И вскоре мне позвонил Виктор Мартынов с предложением поработать над Достоевским. Видимо, идеи витают в воздухе и время пришло! Естественно, это было предложение, от которого я не мог отказаться!
Наверное, сейчас время этого произведения. Молодой человек в стадии формирования своих идей – это должно быть интересно целевой аудитории театра. Мы в спектакле не исследуем идею сверхчеловека, не она актуальна сегодня для подростков и молодежи, мы исследуем природу преступления. Для меня сегодня страшнее всего девальвация понятия смерти.
Ролики в интернете и на ТВ показывают нам аварии, трагедии, причем многократно повторяющиеся. В итоге начинаешь смотреть на все это, как на мультик. В юношеском сознании понятия человеческой жизни и убийства приобретают видимость игры. Раскольников рассматривает старуху-процентщицу не как человека, а как объект. Этой проблеме посвящено первое действие спектакля, а второе – тому, как развивается ситуация в дальнейшем. Как и в названии романа, первое действие – преступление, второе – наказание. Наказание не как суд, тюрьма, каторга, а как те мытарства, которые приводят героя к искуплению.
Сложность работы заключалась для актеров в первую очередь в тексте. Язык Достоевского очень непрост для современного восприятия.
– Федор Михайлович писал роман в панике, чтобы расплатиться с долгами, – пояснил художественный руководитель, – в спешке он создал довольно трудновоспроизводимое нагромождение слов. Поэтому работа над постановкой в первых числах декабря началась у нас с приезда Юрия Васильева, педагога по сценической речи, который пытался ввести актеров в режим слова Достоевского. Но проблема остается, от исполнителей требуется свободное владение текстом без адаптации его для современного зрителя.
– Текст нельзя упрощать, – согласился режиссер, – иначе утратится особая мелодика речи, которая характеризует каждого персонажа. Вот эта вязь, с многочисленными повторами и отступлениями, когда одна фраза на полстраницы – это сложно. И для актера, чтобы он не забыл, о чем говорит, и для зрителя, который мысль излагаемую должен понять…
Раскольников убивает старушку в конце первой части, а всего в романе семь частей. «Преступление и наказание» – не детектив, а сложная психологическая драма, воплотить которую на сцене в наше время – отнюдь не простая задача. И насколько она удалась, уже скоро может судить зритель. Возможно, режиссер выбрал свои акценты, по-своему трактовал сложное и полифоническое произведение.
– В свое время даже Станиславского упрекали в том, что он неправильно поставил «Братьев Карамазовых», – напомнил Евгений Зимин, не в расчете на снисхождение, конечно…
Адрес театра «Дилижанс»: г.Тольятти, проспект Степана Разина, 93.
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 9 (1240) 07.03.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362