Первое опубликованное произведение — полька «Подпрапорщик» — увидело свет, когда ее Мусоргскому было всего 13 лет…
С начала XX века оперы Модеста Мусоргского считаются признанными шедеврами мирового музыкального искусства. По сей день музыкальные произведения этого русского композитора исполняются в консерваториях разных стран мира.
Посмотрев документальный фильм «Модест Мусоргский. Трагедия жизни русского гения» читатели чуть больше прикоснутся к его биографии. Узнают о том, что за его дарование современники называли композитора Шекспиром в музыке. Что в молодости он служил в армии, но оставил военную службу, променяв блестящую офицерскую карьеру на нищенскую жизнь музыканта. Что в процессе сочинения музыки никогда не делал набросков и черновиков, что предпочитал подолгу обдумывать будущее произведение, после чего писал его сразу все целиком. Что, будучи дворянином по происхождению, всегда воспевал силу простого народа. Что знал несколько иностранных языков — немецкий, французский, греческий и латынь — и сам очень хорошо пел…
…Широко известна хрестоматийная история написания единственного прижизненного портрета Мусоргского. А дело было так: 2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя вошел необычный посетитель с холстом в руках. Это был художник Илья Репин. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли туда с нервным истощением и белой горячкой. Через четыре дня портрет композитора был готов.
Мусоргский пережил свое изображение только на 9 дней…
Почему же он, человек тонко чувствующий и великодушный, открытый и увлекающийся, на самом деле был глубоко одиноким, уставшим, измученным? Почему причиной смерти послужил приступ белой горячки? Почему его музыку критиковали даже близкие друзья, а громкая слава пришла лишь после смерти?
Итак.
Из рода Рюриковичей
Мусоргские — смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора.
Дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и отец Модеста, Петр Алексеевич. Из-за сомнительного происхождения военная карьера ему была недоступна, но он мечтал о ней для сына.
Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Его родовым гнездом стало имение в Псковской области, где он жил до 10-ти лет. Под руководством матери Моди рано начал играть на фортепиано. Мальчик имел богатую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог всю ночь заснуть от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.
С переездом в 1849 году в Санкт-Петербург музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. После непродолжительной военной службы в 1858 году Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М.А. Балакиревым, обучившим его основам композиции. С приходом Мусоргского сформировался окончательный состав «Могучей кучки». В кругу друзей его звали — Мусорянин.
Композитор много работал, премьера первой оперы сделала его знаменитым, но другие работы не находили понимания даже у кучкистов. В группе произошел раскол.
Новаторская музыка
Первое опубликованное произведение — полька «Подпрапорщик» — увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17лет он написал два скерцо. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых — на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет.
Своим главным сочинением — «Борис Годунов» — Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина.
По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица — народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы — две редакции, а по смыслу — две оперы на один сюжет.
Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж — Марина Мнишек и любовная линия Лжедмитрия и Марины, был переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу.
Ситуация складывалась неоднозначной. Многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным.
Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную. Порой публика неистовствовала и вызывала композитора раз 20 на поклоны, но критика высказалась или сдержанно, или негативно. Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, абсолютно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз.
Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
В 1867 году за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. В 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца».
Свою вторую историческую оперу, народную музыкальную драму «Хованщина», Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова». В ее основе — реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы – и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями — любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью.
Работа растянулась на долгие годы — болезни, депрессии, периоды запоев… «Хованщину» дописывал уже Н.А. Римский-Корсаков сразу после кончины ее автора. В 1883 году он предложил ее Мариинскому театру, но получил категорический отказ. Шедевр Мусоргского впервые был исполнен в любительском музыкальном кружке…
Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка», которая осталась только в черновиках. Оперу закончил Ц. Кюи, и ее постановка стала последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.
Модест Петрович был гением. Но гением русским — с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. На всю жизнь он остался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения.
Он проводит несколько лет в имении брата. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго.
Мусоргский вернулся в столицу. Из-за крайней нужды возвратился на службу, служил в различных ведомствах, но здоровье его начало сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетались с пристрастием к алкоголю.
Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году.
Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.
В итоге, он был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года.
Композитор умер на 16 дней позже императора Александра II, убитого террористами в Санкт-Петербурге. Права на издание своих произведений он завещал известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в 20 веке композиторы стали широко использовать те же приемы. А когда-то они казались антимузыкальными даже таким его современникам, как Чайковский и Римский-Корсаков. Сегодня Мусоргский — третий по исполняемости русский оперный композитор.
Материал подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»