Тольяттинская консерватория вновь оказалась в центре внимания: правда ли что набора студентов на первый курс в этом году не будет? Мы обратились с этим вопросом к ректору консерватории Евгению Прасолову.
Не первый шок
– Евгений Николаевич, соответствуют ли действительности слухи о том, что ваши потенциальные абитуриенты-2021 неожиданно оказались у разбитого корыта еще до начала вступительных экзаменов?
– Ситуация такова: 7 июня до нас была доведена информация из администрации города о том, что состоялось заседание, посвященное этому вопросу, в результате которого главой города Николаем Альфредовичем Ренцем был подписан протокол о решении запретить нам прием абитуриентов на первый курс в этом году. Могу сказать, что для всех нас это был настоящий шок. Потому что уже сегодня у нас есть все предварительные заявления и подтверждение выбора абитуриентов из Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Самары, Тольятти и других городов. А уже с 18 июня мы должны были открыть официальный прием этих документов у себя в приемной комиссии консерватории.
Честно говоря, мы теряемся и не знаем, как на это реагировать. То есть формально мы, конечно, понимаем: администрация города – учредитель консерватории, и поэтому постановление мы выполнять обязаны. И значит, будем как-то пытаться объяснять эту ситуацию своим абитуриентам и их родителям.
За эти годы и я, и весь наш коллектив не раз переживали самые сложные ситуации. И поэтому, казалось бы, мы должны были быть готовы ко всему. При этом новое решение об отмене набора первокурсников для нас сейчас полнейшая неожиданность. Можете себе представить, какова реакция тех, кто, заканчивая музыкальный колледж, давно планировал поступление к нам?
Мы не особенные
– У ребят есть возможность переориентироваться на другое высшее музыкальное учебное заведение?
– Чем консерватория и ее студенты отличаются от студентов других учебных заведений? Нет, совсем не тем, что мы какие-то особенные. Ничего особенного в нас нет. Но система подготовки к поступлению в консерваторию в принципе давно сложилась. И она традиционно заключается в том, что каждый, кто собирается после музыкального колледжа продолжить образование в высшей школе, не однажды приезжает на консультации к тем преподавателям, у которых предполагает продолжить обучение. Абитуриент-исполнитель проигрывает программы, консультируется с профессурой, вносит в свои программы какие-то изменения. А вот решить «Подам-ка я документы в другую консерваторию» у него не получится.
То есть теоретически это возможно. А практически – нет. Тем более что выбор учебного заведения нашего профиля не так велик и, например, в Самарском институте культуры на исполнительском отделении есть только бакалавриат. А у нас – специалитет. Переориентироваться абитуриентам, которые в течение года или двух лет строили серьезные, конкретные планы на определенные учебные заведения, просто невозможно.
Будем экономить?
– Ситуацию определяет бюджет города?
– Самое интересное, что на этот набор, на этот год есть запланированные средства, которые в свое время были подтверждены решением администрации. То есть сейчас, если можно так выразиться, эти деньги у консерватории будут изыматься. «Прием закрыт – деньги будем экономить», – так решил город. Более того, тарификация есть даже на 2022 год.
Ситуация объясняется нам таким образом: в бюджетном кодексе есть статья 107.1. Она об ограничениях по финансированию организаций и учреждений, которые в полномочия города не входят. Но при этом эти организации имеют право существовать, и муниципалитет имеет право их финансировать, в том числе и высшее образование. Ситуацию понять можно. Потому что бюджетный кодекс – это федеральный закон. Но постановление вступает в силу с 2022 года. То есть сейчас можно было бы провести набор двадцати новых студентов, потому что, на мой взгляд, разница между сегодняшними двадцатью и потенциальными сорока пятью не слишком велика. Но муниципалитет решил подстраховаться, потому что поступивших ребят не доучить нельзя. Есть законы в стране, которые не позволяют перевести студента в другое учебное заведение без его согласия. Вместе с тем в протоколе, который нам направили, есть информация о том, что ведется работа по передаче нашей консерватории на государственный уровень.
– Евгений Николаевич, как вы видите развитие ситуации в будущем?
– Я очень реальный человек и хорошо понимаю, что нагрузка на муниципальный бюджет ощутима. Правда, сейчас она не так велика, как было прежде, потому что мы сейчас находимся в маленьком здании бывшей вечерней музыкальной школы № 72. А здание на улице Победы предоставлено нам в безвозмездное пользование. У нас сейчас уже нет своей школы, нет своего колледжа, которые тоже раньше финансировал город. То сеть траты значительно меньше.
– Вернемся к возможности перейти в государственное, губернское или федеральное поле. Есть ли уже что-то вполне очертаемое и конкретное в этой связи?
– Нет. Сейчас никто ничего определенного о возможностях этой передачи и о возможных сроках сказать не может. Но я разговаривал с нашим департаментом культуры и с министром культуры Самарской области Татьяной Павловной Мрдуляш. И региональный министр сообщила мне, что ее ведомство в большей степени заинтересовано в том, чтобы передать нас на федеральный уровень, и что областное правительство прилагает к этому все усилия. Насколько я в курсе ситуации, они действительно ведут эту работу. Руководитель департамента культуры Тольятти Марина Козлова тоже написала нам в письме о том, что администрация ведет работу по передаче нас на государственный уровень. Но что в конечном итоге решат наши высокие начальники, мы узнаем только тогда, когда это решение будет принято окончательно.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»