• Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

Приключения Шурика: с чего все начиналось

24.06.2021 0:15 3

Такого еще не было в советском кино: один главный герой сразу в трех совершенно разных фильмах. Эта новаторская идея пришла в голову режиссеру Леониду Гайдаю после прочтения двух сценариев Мориса Слободского и Якова Костюковского.

В первом сценарии молодой парень ставит на свое место взрослого мужика, который филонит на работе и довольно грубо обходится с женщинами. Во втором — студент готовит великовозрастного оболтуса к поступлению в институт.

Гайдай решает, что нужно придумать неунывающего студента-заочника с современными оригинальными взглядами на решение разных вопросов. Поскольку двух небольших сюжетов мало для полнометражного фильма, режиссеру приходит идея создать еще одну новеллу с участием своей любимой троицы: Юрий Никулин (Балбес), Георгий Вицин (Трус), Евгений Моргунов (Бывалый).

В ходе работы как-то не пошел сюжет о репетиторстве и был создан сценарий по всегда беспроигрышной теме – влюбленности парня и девушки. Гайдай понимал, что от комичности и притягательности главного героя зависит успех всего фильма. Студенту придумали имя и фамилию – Владик Арьков и начались длительные поиски нужного персонажа. И знаете, кто был отобран после сотни просмотров? Не удивляйтесь, но это — Евгений Петросян, Александр Збруев, Виталий Соломин и Валерий Носик. Такое чувство, что эти пробы были каким-то волшебным билетом в жизнь. Все они стали впоследствии знаменитыми артистами.

Гайдаю его помощники очень рекомендовали Валеру Носика, и он даже согласился и утвердил его на главную роль, но режиссер не мог спать по ночам, он сомневался в выборе. Леонид Гайдай как-то раз даже сказал, что актер должен походить на него, ведь образ главного героя во всех трех новеллах режиссер писал с себя — и характер, и внешность. Он сам был по жизни этаким нескладным вечным студентом.

Однажды, просматривая на киностудии фотографии кандидатов на второстепенные роли в фильме, Гайдай увидел фото Александра Демьяненко, который очень напоминал самого режиссера в молодости. Гайдай узнал, что Александр живет в Ленинграде, бросает все дела, покупает себе билет и без предупреждения приезжает к актеру. Они долго общаются, вместе читают сценарий, и Демьяненко с большим энтузиазмом соглашается сняться в трех короткометражках.

Эта поездка в Ленинград принесла режиссеру еще один сюрприз. Там он встретил Алексея Смирнова, снявшегося ранее у Гайдая в «Деловых людях». Узнав, что актер без работы, везет его в Москву на пробы. Смирнов должен был сыграть роль пятнадцатисуточника. И первый же просмотр показывает, что это стопроцентное попадание. Внешность и манеры Смирнова как нельзя лучше подходили под сценарий. А вот утвержденному ранее на эту роль Михаилу Пуговкину пришлось играть прораба, с его незабываемой речью: «В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной …»

Актрисе Наталье Селезневой просто повезло, что ее утвердили на роль Лиды. Девушка совсем потеряла счет времени на пляже и забыла, что у нее в этот день пробы. Когда она вспомнила и в легком платье на мокрый купальник прибежала в киностудию, пробы уже закончились. Селезнева попросила посмотреть ее, но Гайдай в шутку сказал, что «фигура у нее не очень». Наталья, ничуть не смущаясь, скинула платье и как заправская фотомодель стала дефилировать по площадке. И после двух-трех вопросов была утверждена на роль студентки Лиды!

Когда все актеры были подобраны, и начались съемки, пришло письмо, чтобы срочно сменили имя Владик на любое другое. Владик – это Владлен, а Владлен не очень подходящее для комедии имя… Так появился тезка Александра Демьяненко – Шурик.

На съемочной площадке Леонид Гайдай был довольно суеверен. И когда в Подмосковье за два месяца по разным причинам (брак пленки, плохая погода, проблемы с аппаратурой и т.д), не было снято практически ничего, режиссер решает кардинально поменять место съемок. Однако какой-то злой рок постоянно преследовал съемочный коллектив.

Узнав, что в Баку стоит солнечная погода, которая просто необходима для первого фильма про стройку, режиссер решает снимать там. Как только в Баку все сошли с трапа самолета, совершенно неожиданно начался дождь, который не прекращался несколько дней.

После Баку полетели в Одессу, где бархатный сезон встретил артистов и киногруппу ярким солнцем. И тут выясняется, что Александр Демьяненко заболел и, не смотря на приглашенных лучших врачей, смог сниматься лишь через неделю. Спустя несколько дней все артисты, наконец, собрались на съемочной площадке и при этом светило яркое солнце! И вдруг, неожиданно, на совершенно чистом небе появляются тучи и начинает идти настоящий ливень…

Леонид Гайдай решил больше не менять локацию, поэтому все было снято в Одессе в те моменты, когда дождь прекращался.

Но и на этом неприятности не закончились. В сцене, когда в первой новелле Шурик прыгает в сапогах 47 размера из окна и попадает в битум, этот самый битум во время перерыва загорелся и на стройке начался настоящий пожар. В тушении принимали все: и строители, и артисты, и весь технический киноперсонал.

Во время съемок приключений героев Демьяненко и Смирнова все-таки еще случались небольшие казусы, но благодаря твердой воле режиссера все было снято, как планировалось.

Второй фильм «Наваждение» был отснят без каких-либо приключений. Были небольшие мелочи, на которые после «Напарника» никто не обращал особого внимания.

Например, Наталья Селезнева была почти на голову выше Александра Демьяненко, и пришлось пойти на различные уловки, чтобы зритель этого не заметил.

Фильм «Операция Ы» начали снимать в середине декабря, но по прихоти природы снега на улице практически не было. Было решено привезти снег на самосвалах, но как только снег был выгружен, на улице резко потеплело и весь снег растаял. Режиссер принял решение заменить сугробы снега ватой, нафталином и белыми простынями.

В фильме «Операция Ы» Никулин и Демьяненко должны были драться на шпагах. Оба артиста никогда этим не занимались, поэтому с большим желанием прошли обучение у профессионального тренера. В конце занятий они показали свое мастерство Гайдаю. Но тот пошел на хитрость, для того, чтобы артисты придумали что-нибудь смешное для эпизода со шпагами. Режиссер сказал, что артисты научились фехтовать как мастера, однако это совсем не смешно и, возможно, этой сцены в комедии не будет. И потратившие много сил и времени на обучение Демьяненко и Никулин практически сразу придумали окончание дуэли: Шурик протыкает шпагой Балбеса в районе сердца, начинает капать кровь, глаза героев передают всю трагичность происходящего… и тут выясняется, что это просто разбилась бутылка вина.

Еще один момент был снят совершенно случайно и вошел в фильм. Когда Юрий Никулин репетировал сцену возле скелета, была включена камера. Он в паузе, дурачась, протягивает палец к зубам скелета и совершенно неожиданно челюсти смыкаются, испуг артиста был мгновенным, но самым настоящим.

Песню, которую поет Никулин, пришлось менять на ходу, а третий куплет просто отрезали, поскольку «такое слушать советским людям нельзя».

По какой-то причине приемной комиссии не понравилась серо-белая мышка, которая надышалась снотворным от платка и уснула рядом с Шуриком. Была целая баталия по этому поводу, но Гайдай не дал вырезать этот эпизод.

Практически ультимативно запретили сцену из «Напарника», когда Смирнов в виде папуаса гоняется за Шуриком. «Эта сцена не должна быть в советском фильме», — настаивали цензоры, но Гайдай жестко настоял на том, чтобы эту погоню оставили. Это запомнили режиссеру и присвоили фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика» вторую прокатную категорию. Это не позволяло показывать фильм в вечернее время и ограничивало количество копий фильма для просмотра на экранах страны.

И, несмотря на это, за первый год проката фильм посмотрели 69,6 миллионов человек. После такого успеха было направлено письмо председателю ГК при Совете Министров по кинематографии с просьбой повысить категорию фильма. И только после этого фильму присвоили высшую категорию и рекомендовали к показу на Центральном телевидении СССР.

В 1965 году фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика» стал самым популярным, и до сих пор безумно приятно наблюдать за игрой наших великих артистов. И хотя иногда и появляются мысли, что больше таких великих режиссеров и актеров, возможно, никогда и не будет, но утешает то, что с нами навсегда останутся их фильмы.

Кавказская пленница: что не вошло в фильм

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вниманию посетителей! Мы временно отключили возможность комментирования новостей в связи с частыми призывами к противоправным действиям и насилию со стороны некоторых посетителей. Надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция "Осведомителя".

 
Последние новости