В Тольяттинском краеведческом музее открылась выставка из цикла «Коллекция горожанина».
По справедливому мнению руководства ТКМ, каждый коллекционер хочет поделиться радостью обладания редкими предметами.
Ради сотрудничества с такими увлеченными людьми создано небольшое пространство с витриной, где с января прошлого года экспонировалась часть переданной в дар музею коллекции колокольчиков. А сколько еще в городе собирателей марок, открыток, машинок? Музей милости просит в новое пространство.
Член тольяттинского отделения творческого союза художников Олег Кулагин представил «Пантеон славянских богов» – работы из серебра и ювелирных камней, изготовленные по его эскизам мастерской «Хоко».
– Здесь представлен верхний пантеон языческих божеств, – рассказал Олег Юрьевич. – Сегодня многочисленные ремесленники изготавливают фигурки домовых, леших, кикимор – представителей низшего пантеона, и мы примерно представляем себе, как они выглядят. А как выглядят Перун, Даждьбог, Велес, Сварог и Стрибог, не знаем. При этом привозим из Египта, Таиланда, Греции тамошних Тота, Будду, Меркурия и прекрасно их идентифицируем. Язычество – это древнее верование, и я не призываю к нему возвращаться. Но это наша мифология, ее хорошо бы знать…
Своих языческих богов Кулагин представлял на всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир» в Ярославле и каждый раз становился финалистом. Для массового производства, конечно, представленные на выставке работы не подходят, они сделаны из серебра с включением яшмы, чароита, симбирцита, янтаря, горного хрусталя. Их изготовление дороговато.
Хотя для истинного коллекционера это не причина отказаться, например, от фигурок, включающих в себя минералы разных регионов нашей страны. Чароит получил название от реки Чары в Сибири, симбирцит – от старого названия города Ульяновска, где обнаружен, янтарь – символ Калининграда.
Впрочем, на выставке представлены авторские работы других художников, вдохновленных коллекцией Кулагина. Их материал – дерево, воск. Можно даже из пластика делать. Но будет ли эта продукция востребована? Ведь в Тольятти туристы ищут, как известно, маленькие модели наших автомобилей. Причем тут языческие персонажи, да еще славянские?
Но у Олега Юрьевича своя, альтернативная точка зрения на историю нашего края:
– Самарская Лука – неизведанная территория. Историки говорят, что сюда пришли булгары после падения хазарского каганата. А кто здесь жил до этого? В месте впадения Усы в Волгу находится, на мой взгляд, незаслуженно забытое место, мы с моим другом Сергеем Борисовым отправились туда и сняли с помощью квадрокоптера ролик…
Речь шла о кругах, насыпанных на каменистом плато из чернозема. Диаметр среднего – 100 метров, вокруг еще шесть по 50 метров, два из них уже растащили дачники – чернозем же.
– Много вариаций и догадок, что это. Можно сделать из этого места притягательный туристический объект.
По версии Кулагина, то было место для гуляний и обрядов древних славян, аналогичное обнаруженному под Новгородом.
– Святилища устраивались под открытым небом. Обычно это была круглая площадка, вокруг которой – невысокие валы и рвы, не имевшие оборонительного значения. В центре площадки устанавливали деревянного идола, перед ним разжигали ритуальные огни и приносили подношения…
Впрочем, эти круги многим известны и давно являются объектом, куда привозят туристов и рассказывают им всяческие небылицы. Вот как комментирует один из местных краеведов:
– Кто-то считает, что это древний ведический храм Солунь, кто-то с серьезным выражением лица заявляет, что круги – следы инопланетной летающей тарелки. Мнений много, но я всё же склоняюсь к тому, что это ложная позиция ПВО, имитация ЗРК С-75…
Кто жил на Самарской Луке до булгар? Историки на эту тему, в общем-то, тоже высказались. В раннем средневековье – представители именьковской культуры, но их этническая атрибуция спорна. То ли они были праславяне, то ли поздние сарматы, то ли ранние тюрки, а может – угры, волжские финны. Тут антропологи не смогли сказать свое веское слово – именьковцы сжигали умерших.
До именьковцев обитал здесь белогорский тип ананьинской культурно-исторической общности, много археологических памятников на Самарской Луке обнаружено. Эти точно были угры, предки нынешней мордвы. Русские пришли на Самарскую Луку не ранее 1480 года, спустя пять веков после крещения…
Однако Кулагин считает, что языческая вера была силой, объединяющей славянские племена, а сегодня Украина, Россия и Беларусь разобщены. Неужели причина этого в христианстве?
А вот по поводу Муромского городка можно и согласиться:
– В 1929 году организована археологическая экспедиция, в результате которой восстановлена хронология событий 1236 года, когда южный форпост Волжской Булгарии был стерт с лица земли нашествием хана Батыя. Почему потом всё закопали? Почему в других странах любая мало-мальски значимая в историческом плане территория используется для туристической привлекательности?!
Действительно. Муромский городок мало уступал по размеру даже древнему Болгару. Но, может, там действительно камня на камне не осталось и восстанавливать нечего? От нас слишком много скрывают, отсюда и легенды о древних капищах на месте дислокации ЗРК…
Немного о самих скульптурах. Они изображают каждого языческого бога с тремя атрибутами. У Велеса, бога скотоводства и богатства, – бычьи рога, медвежья шкура и ель. У Перуна – крылья сокола, золотой ус и булава, его аналоги в других языческих верованиях – Зевс, Один. Даждьбог – верховное божество, у него атрибуты: чаша, колесница и радуга.
– У Даждьбога есть и другие имена: Коло, Ярило, Ра… Слова коловорот, радуга, радость – от них происходят.
Еще в коллекции есть такое божество, как Род, от имени которого, считает Кулагин, произошли главные наши слова: родина, природа, народ.
Кстати, итог своему рассказу коллекционер подвел неожиданный:
– Наша река называлась в древности Ра. Я предлагаю, не дожидаясь распоряжений Москвы, наименовать новый строящийся мост не Климовским, а Раволжским!
Что ж, симпатичное название.
В рамках выставки «Пантеон славянских богов» презентовал свою новую работу скульптор Анатолий Каштанов. Он создал бога Велеса.
– Я 35 лет занимался дизайном автомобилей, – рассказал выпускник Мухинского училища, – а пять лет назад обратился к скульптуре. В музее актуального реализма недавно прошла моя выставка – керамические маски «Азия», «Европа», «Африка». Олег мне предложил создать скульптуру Велеса, но я не могу такие маленькие работы делать, как у него, ибо склонен к гигантомании…
Представленная работа – маска Велеса в шкуре медведя, сделанная из шамотной глины, покрытая глазурью. Шамот имеет свойство трескаться при обжиге, это свойство материала использовано автором для эффекта старины. Кулагин с улыбкой добавил:
– А я, наоборот, друзьям рассказываю, что мы нашли эти древние обломки на Самарской Луке и восстановили…
Это, наверное, зря. Люди у нас всему верят…
Справка
Выставка выставка «Пантеон славянских богов» из цикла «Коллекция горожанина» будет работать до 31 октября 2021 года.
Стоимость: в рамках единого билета в музей (льготный – 130 руб., взрослый – 200 руб.).
Адрес Тольяттинского краеведческого музея: г. Тольятти, бульвар Ленина, 22.
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»