Основная сюжетная линия проходит в конструкторском бюро, где работает инженер Надежда Клюева (Ирина Мурвьева). У главной героини явные проблемы с личной жизнью, несмотря на то что у нее есть влюбленный поклонник Геннадий, работающий в том же НИИ техником. Зрителям пришлась по душе такая подача, поэтому после выхода в 1985 году фильм приобрел массу поклонников, а многие фразы и цитаты прочно вошли в обиход советского человека.
Стоит отметить, что на этот фильм деньги были выделены по остаточному принципу (около 500 тысяч рублей – небольшая сумма при таком звездном составе). Почему-то посчитали, что данная комедия не будет востребована зрителем, так как поиск избранника в преддверии «перестройки» не мог быть первостепенным для советских граждан.
Возможно, у некоторых могут возникнуть вопросы касательно одного фрагмента с выступлением Аманды Лир, так как за кадром почему-то пела Лариса Долина. Этому есть простое объяснение. В нашей стране запретили «брать без спроса» или просто-напросто воровать аудиозаписи западных звезд и использовать их при создании фильмов. Это был первый шаг к соблюдению авторских прав. Во время съемок фильма можешь использовать какую угодно западную музыку, а при монтировании фильма – вырезай!
Помните встречу бывших одноклассниц Нади Клюевой и Сусанны (Татьяна Васильева) в автобусе?
— Слушай, а что это у тебя тут под глазом? А? Ударилась?
— Подралась.
— Подралась? А-а-а где ты вообще? Чем ты занимаешься? Хотя тут не место для беседы. Пошли.
Подруги пошли в кафе, где играла музыка знаменитого Фаусто Папетти. Наверное, мало кто из зрителей обратил внимание на саксофониста, исполняющего главную партию. А это был никто иной, как «любящий целовать песок, по которому ты ходила» — Владимир Маркин.
Многие не могли не запомнить сцену, когда муж Сусанны Аркадий (Александр Ширвиндт) забирает после работу Надю на глазах изумленного коллектива, а из динамиков новеньких красных жигулей звучит популярная в то время мелодия нидерландской группы «Star on 45».
Все эти фрагменты, где использовалась «без разрешения» западная музыка, нельзя было использовать в фильме. И режиссер Геральд Бежанов пошел на беспрецедентный для того времени шаг, он написал письма Аманде Лир, Фаусто Поппети и диско-группе «Star on 45». От Фаусто Попетти пришла в ответ пластинка и разрешение на использование его мелодии в советской кинокартине. Чуть позже пришло разрешение из Нидерландов. А вот ответа от Аманды Лир так и не было, поэтому ее озвучивать пришлось Ларисе Долиной.
Но сложности с авторскими правами были не самой большой проблемой при создании всеми любимой комедии. Пожалуй, самым досадным был момент, в результате которого режиссер попал в больницу на целый месяц из-за сердечного приступа.
Все началось в середине съемочного процесса, когда Татьяна Васильева с помощью хны превратилась из яркой блондинки в огненно-рыжую, и в таком виде она пришла с утра на съемочную площадку. Многие сцены еще не были отсняты до конца. А продолжать съемки после выходки Васильевой не представлялось возможным, поскольку по ходу фильма актриса меняла бы цвет волос практически в каждом эпизоде.
Режиссер Геральд Бежанов обрушил на Татьяну шквал упреков, а она со спокойным свойственным Сусанне голосом отвечала, что ничего со своими волосами не делала, и они у нее всегда были такие. Ее шутку решил подержать и оператор. Вот тут режиссера и настиг инфаркт. Если бы режиссер не был одновременно и автором сценария, то скорей всего его бы заменили, и неизвестно каким бы получился фильм в итоге.
Практически целый месяц Геральду приходилось восстанавливаться. После чего съемки были возобновлены. Кстати, Татьяна Васильева так и не вернула себе прежний цвет, поэтому ей пришлось носить вязаную белую шапочку, скрывающую цвет ее волос.
Еще немало подводных камней ожидало создателей фильма. Например, по сценарию Надежда и ее знакомый Геннадий Сысоев (Владимир Носик) должны довольно неплохо играть в настольный теннис. И в самом начале съемок во время игры двух сотрудников НИИ выясняется, что ни Муравьева, ни Носик совершенно не умеют играть в пинг-понг! Что же в таком случае делать? Срочно пришлось искать тренера, и предоставили актерам немного времени, чтобы они научились играть.
Однако, если в детстве играть можно было выучиться за несколько часов, то взрослым потребовалось несколько изнурительных дней, чтобы добиться хоть каких-нибудь успехов в этом виде спорта. Владимир Носик так переусердствовал в тренировках, что сломал палец на ноге…
И вот так возникла еще одна проблема при съемках фильма. Партнера Нади Клюевой по обеденным теннисным баталиям, Геннадия, можно было снимать идущим только выше пояса, так как он все оставшееся время прихрамывал.
Пожалуй, в первый раз в советский фильм вошел новый персонаж эпохи «перестройки» — фарцовщик, которого в смешных очках и парике сыграл Игорь Ясулович. И вроде бы этот персонаж прошел худсовет, и был одобрен. Но вот его фраза, которую он повторил несколько раз, когда Надя Клюева выбирала себе фирменный «прикид» для соблазнения Володьки Смирнова (Александр Абдулов), привела создателей фильма, можно сказать, к политическому скандалу.
— Кого ты привела, Сусанна?!
— Она что с Урала?!
Борис Ельцин, который в то время руководил областным комитетом коммунистической партии Свердловской области, отправил в Москву несколько официальных писем с жалобой на создателей фильма. Руководителям Государственного комитета по кинематографии и лично режиссеру Геральду Бежанову пришлось лично писать объяснительные о том, что они не хотели этой фразой отрицательного героя унизить женщин с Урала.
В 1984 году в огромном гардеробе Мосфильма насчитывалось несколько тысяч костюмов 19 века, но совершенно не было фирменных джинсов и кардиганов. Съёмочной группе и артистам киноленты «Самая обаятельная и привлекательная» приходилось приносить на съемочную группу собственные вещи или вещи родных и знакомых. Под конец фильма Ирина Муравьева полностью снималась в своих вещах, только красная шляпка была из гардероба Татьяны Васильевой. Кепи, в котором Надя была похожа на Олега Попова, принесла Лариса Удовиченко, великолепно сыгравшая вышедшую по расчету замуж в третий раз сотрудницу Людмилу Виноградову.
Актер Александр Абдулов приложил руку, если можно так выразиться, к затягиванию съемок. В один день он не приехал на съемки, сказавшись серьезно больным. Появился он совершено здоровым через две недели, когда уже вся съемочная группа знала от осведомленных людей, что Абдулов давал сольные концерты на Дальнем Востоке. Опять-таки произошел непростой разговор с режиссером, однако отступать было некуда, так как роль Володьки должен был играть только Абдулов.
Поскольку бюджет фильма был небольшим, все актеры параллельно снимались в других фильмах. Поэтому было принято решение все снимать только в Москве, никаких командировок. Квартиру Нади, Сусанны и фарцовщика собрали непосредственно на Мосфильме. Научно-исследовательский институт снимали настоящий, пришлось, правда, привезти теннисный стол и аппарат с газированной водой.
Алексей Пряхин (Михаил Кокшенов) по сценарию должен был выпить два стакана газированной воды, чтобы не смог утолить жажду муж Сусанны, Аркадий, после неприятного разговора с Надей, в ходе которого выясняется, что он изменяет Сусанне. Так вот, Александр Ширвиндт и Леонид Куравлёв, сыгравший Михаила Дятлова, во время репетиций и во время съемок незаметно смешили Кокшенова, и тот в момент питья начинал дико смеяться. Из-за этого пришлось отснять несколько дублей. Всего Михаилу пришлось выпить пять полных стаканов газированной воды без сиропа во время репетиций и два стакана во время съемок.
— Вода газированная?
— Газированная. А почему, собственно, это вас интересует?
— Пить хочу.
— Можете хотеть, но вода только для работников института.
И обязательно нужно упомянуть, что на главную женскую роль в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Геральд Бежанов сразу хотел пригласить только Ирину Муравьеву. Можно сказать, что сценарий писался под нее. Но Ирина сначала наотрез отказалась сниматься в роли дурнушки Клюевой, и режиссеру потребовалось полгода, чтобы уговорить ее сыграть роль. В уговорах участвовал даже муж Ирины Муравьевой, так как это было совсем не просто!
Когда Муравьева согласилась, она взялась за роль, как настоящий профессионал. Она всегда знала наизусть свою роль, всегда слушала режиссера. Он с огромным удовольствием впоследствии вспоминал о работе с ней над фильмом.
Вот такие весьма забавные эпизоды остались за кадром съемок до сих пор любимой многими комедии «Самая обаятельная и привлекательная».
Читайте: Любовь и голуби — как искали актеров