На открытии выставки наши музейщики признались, что очень соскучились по «персоналкам» и по художникам.
Пандемия урезала общение с живописцами в этом музее до минимума. И вот первая персональная выставка нынешней весны вновь дала возможность пообщаться, а кому-то и впервые познакомиться с членом Союза художников России Николаем Зубковым. Человеком интеллигентным, мягким, мудрым и очень талантливым.
Николай Александрович родился в Астрахани в 1948 году. Окончил Астраханское художественное училище, художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института в Уфе. И в 1979-м приехал в Тольятти, да здесь и остался. Природнился. Пророс в волжскую землю. Стал своим. Обрел друзей в творческом союзе. Стал преподавать. 38 лет учил рисунку и живописи юных тольяттинцев, много лет преподавал в удивительной школе имени Марка Шагала. Но Астраханью не переболел: такая первая большая любовь к городу юности не проходит. И возвращался туда вновь и вновь, и писал любимые астраханские места, вспоминая людей, с которыми сводила астраханская земля, ностальгируя по тем светлым, красивым временам, когда и сам был молод и полон планов на будущее.
Будущее случилось в Тольятти. Но картины Зубкова – об Астрахани. И они так полны теплых, живых подробностей быта ее горожан, что про любовь и спрашивать не нужно – она есть.
Картинам Николая Зубкова очень идет камерная обстановка малого зала музея. Автор живописных полотен с удовольствием ведет меня от работы к работе и с таким же удовольствием «перечитывает» памятью сердца места, где жил, дружил, становился на крыло. Храмы и улочки, свадьбы и милые астраханские дворики, полные людских забот и радостей.
У Николая Александровича немало автопортретов. Большая часть из них вписана в пейзажи и сюжеты. Да так, что где-то на мосточке или на городской стене стоит себе фигурка художника, и видит этот художник столько красивого и доброго, что щедро раздает то, астраханское тепло тольяттинцам, которые по части архитектурных шедевров получили так мало и прохладно.
Еще один фирменный прием художника – перенос в сюжет полотна фигур из совсем уже прошлого. Говорит: ну невозможно на той улочке не почувствовать, что здесь когда-то жил-был персонаж из великой живописи или из давней истории. И этот персонаж, и вездесущая фигура самого художника неплохо соседствуют, дополняют друг друга и заставляют спрашивать себя и автора этих перемещений вне времени: а это что, а с этим как? Так я и спрашивала, какая рыба у мальчишки в судке. Оказалось, что это сынишка художника Миша (сегодня – вполне себе взрослый Михаил Николаевич) наловил некрупной воблы и несет домой улов, который, возможно, подарит коту. Так мала рыбешка. Как говорит Николай Александрович, «воблешка» да и только.
Кстати, портретов более старшего Михаила здесь тоже немало. Получается, что мальчишка вырос прямо «на наших глазах».
И на ваших вырастет, если вы проведете несколько часов в музее. Выставка продлится до 16 мая. И может быть, в один из дней вам повезет встретить там самого Николая Александровича.
Адрес Тольяттинского краеведческого музея: бульвар Ленина, 22 (правое крыло).
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»