Известно, что сам о себе Брюсов без лишней скромности говорил так:
«Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!»
На встрече читатели библиотеки узнали о крупнейших течениях в русской литературе — символизме и декадентстве, познакомились с биографией Брюсова, полистали его поэтические сборники, послушали художественное чтение некоторых его стихов («Да, можно любить, и ненавидя», «Я вырастал в глухое время», «Я много лгал и лицемерил»), а потом заочно побывали на лекции Дмитрия Быкова, современного писателя и известного литературного критика.
Чуть больше прикоснувшись к творчеству юбиляра, узнали, почему Александр Блок, главный поэт Серебряного века, считал его гением, а себя недостойным рецензировать его стихи и, тем более, печататься с ним в одних журналах. Получили исчерпывающие ответы на вопросы о том, почему Брюсов обожествлялся современниками, отчего многие видели в нем мессию и почему публицист Дмитрий Быков считает, что в русской литературе трудно найти репутацию хуже брюсовской?
Так кем на самом деле был Валерий Брюсов — тщеславным человеком или путеводной звездой, определившей новые витки развития литературы?
Итак…
Будущий поэт Валерий Брюсов родился холодным зимним днем 13 декабря 1873 года в Москве, самом сердце России. Он рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая впоследствии стала профессором Московской консерватории.
Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права — реформы, проведенной Александром II, — выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.
По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на мальчика.
Яков Кузьмич Брюсов, отец поэта, считался фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал социалистическим идеям революционеров-народников, которые всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Брюсов-старший слыл очень азартным человеком, увлекался лошадиными скачками. В итоге, просадив почти все состояние на ставках, чуть не остался без гроша в кармане.
Родители Валерия не были набожными людьми, они не особо занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о жизни царя Соломона и Иисуса Христа.
Очень рано Валерий Брюсов пристрастился к литературе. Вместо того, чтобы играть с мальчишками во дворе, он проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, проглатывая книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.
Фаворитами юноши были Жюль Верн, автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и Майн Рид, писатель, сочинивший «Всадника без головы». Молодой человек получил блестящее образование. Он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к математике и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.
Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Восторгаясь творчеством Николая Некрасова и Семена Надсона, Валерий Брюсов с детства знал свое призвание. Уже в 13-летнем возрасте он занимался сочинительством стихов.
Яков Кузьмич поддерживал сына во всех начинаниях, рассылал его стихи по различным изданиям, а его очерк об отдыхе с семьей отправил в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.
Получив аттестат зрелости, Брюсов поступил в Московский университет им. М. Ломоносова на историко-филологический факультет.
Первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Но уже в 1893 году молодой поэт увлекся творчеством французских поэтов Бодлера, Верлена и Малларме , написал драму «Декаденты» и поставил перед собой цель — стать распространителем символизма в России.
Получив диплом, Валерий Брюсов стал усиленно заниматься литературой и разрабатывать теорию символизма. Символизм стал одним из крупнейших течений в литературе и искусстве. Он характеризовался экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованию символики, намеков, таинственности, загадочности. Символисты старались наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».
Декадентству же как литературному направлению присущ эстетизм, индивидуализм, отход от общественности, отвращение к повседневной жизни, стремление к внешним эффектам, преобладание формы над содержанием.
Примерно в то же время Валерий Брюсов сближается с Константином Бальмонтом. Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Бальмонта. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Третья стража». В нем он воспевает просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.
В него вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения из этого сборника оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.
Апогеем творчества Брюсова стал сборник «Венок» (1905). Все произведения, в него включенные, написаны под влиянием Февральской революции 1905 года. В книге мало стихотворений о любви, зато выражена активная гражданская позиция поэта.
В 1907 году Валерий Яковлевич издает свой дебютный романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста». Нине Петровской посвящено и стихотворение «Ненавижу и люблю»
Любить с омраченной душой,
С последним проклятием видя
Последнее счастье — в одной!
О, слишком жестокие губы,
О, лживый, приманчивый взор,
Весь облик, и нежный и грубый,
Влекущий, как тьма, разговор!
Кто магию сумрачной власти
В ее приближения влил?
Кто ядом мучительной страсти
Объятья ее напоил?
Хочу проклинать, но невольно
О ласках привычных молю.
Мне страшно, мне душно, мне больно…
Но я повторяю: люблю!
Читаю в насмешливом взоре
Обман, и притворство, и торг…
Но есть упоенье в позоре
И есть в униженьи восторг!
Когда поцелуи во мраке
Вонзают в меня лезвие,
Я, как Одиссей о Итаке,
Мечтаю о днях без нее.
Но лишь Калипсо я покинул,
Тоскую опять об одной.
О горе мне! жребий я вынул,
Означенный черной чертой!
Я вырастал в глухое время,
Когда весь мир был глух и тих.
И людям жить казалось в бремя,
А слуху был не нужен стих.
Но смутно слышалось мне в безднах
Невнятный гул, далекий гром,
И топоты копыт железных,
И льдов тысячелетних взлом.
И я гадал: мне суждено ли
Увидеть новую лазурь,
Дохнуть однажды ветром воли
И грохотом весенних бурь.
Шли дни, ряды десятилетий.
Я наблюдал, как падал плен.
И вот предстали в рдяном свете,
Горя, Цусима и Мукден.
Год Пятый прошумел, далекой
Свободе открывая даль.
И после гроз войны жестокой
Был Октябрем сменен февраль.
Мне видеть не дано, быть может,
Конец, чуть блещущий вдали,
Но счастлив я, что был мной прожит
Торжественнейший день земли.
Подобно марксистам, поэт начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы. Под общий гул Валерий Брюсов хотел стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики. Новая советская поэзия отожествлялась с именами Владимира Маяковского и Игорям Северянина. С ними конкурировать Брюсов не мог.
Некоторые современники и литературные критики считали Валерия Брюсова самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно. Свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами», а в предисловие к этому сборнику заявил, что его труд принадлежит вечному искусству. Да и в других сборниках много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами.
Я много лгал и лицемерил,
И много сотворил я зла,
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела.
Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв.
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив.
На каждый зов готов ответить,
И, открывая душу всем,
Не мог я в мире друга встретить
И для людей остался нем.
Любви я ждал, но не изведал
Ее в бездонной полноте, —
Я сердце холодности предал,
Я изменял своей мечте!
Тех обманул я, тех обидел,
Тех погубил, — пусть вопиют!
Но я искал — и это видел
Но, тем не менее, Валерий Брюсов оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры. К его последователям относятся не только символисты, но и акмеисты, например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, а также футуристы — Вадим Шершеневич и Борис Пастернак.
Что касается личной жизни, то Валерий Брюсов был женат только один раз: в 1897 году он сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна стала не только верной женой, но и музой, вдохновившей писателя на многие произведения. Детей в семье Брюсовых не было.
Умер Валерий Брюсов 9 октября 1924 года в Москве от воспаления легких. Ему было всего лишь 50 лет. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище. После его смерти Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.
Читайте также Демоническая женщина, несмотря на ангельский облик
Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК Библиотеки Тольятти; e-mail: rossinskiye@gmail.com