Сразу в нескольких учреждения культуры Тольятти произошли громкие увольнения, и в настоящее время звучат заявления о том, что дальнейшая их судьба встала под вопрос. При этом бюджет города, из которого они получали часть своих ресурсов, «обескровлен», а содержать себя самостоятельно культура города так и не научилась. Похоже, в будущем музыкантам и театралам придется работать в основном из любви к искусству.
Облом колеса
Этим летом сразу в трех муниципальных учреждениях культуры стали происходить события, которые внушают опасения за их будущее. В Тольяттинской филармонии уволился главный дирижер симфонического оркестра Алексей Верховен, с ним не продлили контракт. Ранее из театра «Колесо» ушли художественный руководитель Михаил Чумаченко, директор Янина Незванкина и главный режиссер Сергей Мезенцев. В мае Тольяттинская консерватория объявила о том, что набора абитуриентов в этом году не будет.
Во всех этих случаях звучат разные официальные и неофициальные версии происходящего, но есть и общий знаменатель. Все три учреждения пытались перевести на самоокупаемость, и это стало началом конца истории, к которой они приближаются сейчас. Театр «Колесо» встал перед необходимостью зарабатывать деньги в 2012 году, тогда новым директором была назначена Янина Незванкина.
На стороне нового директора тогда оказались те, кто ждал от театра успехов в сфере финансов, в том числе бывший мэр города Сергей Андреев. Вместе с новым назначением в театре начался ремонт и преобразования в репертуаре. При поддержке спонсоров, в числе которых были и крупные предприятия города, и частные лица, состоялись благотворительные спектакли. В некоторых из них сыграли чиновники администрации и приближенные к театру бизнесмены.
Что об этом думали профессиональные актеры — руководство театра не слишком волновало: самодеятельность «Колеса» существовала в обмен на лояльность спонсоров и важных для театра людей. Благотворительная деятельность тем не менее не спасла учреждение от очередного кризиса, и, хотя у него существует целый спектр творческих проблем, спустя 9 лет преобразований все опять упирается в вопросы эффективного управления. И на этот раз, похоже, ответов нет.
Уволившись, Чумаченко признал, что это время было продуктивным, но деньги театру по-прежнему нужны и дать их должен город: «Мы входили в положение и участвовали в городских мероприятиях, несмотря на время и обстоятельства. Театр стал инициатором связи с другими культурными организациями города и страны. Режиссеры, актеры, писатели стали гостями театра, и встречи с ними создавали имидж развивающегося города и театра как визитной карточки города. Нас просили потерпеть, и мы терпели».
Так худрук, по всей видимости, пытается сказать, что творческие задания, которые получала труппа, не всегда были связаны с высокими целями искусства, а теперь и коммерция, и дальнейшее существование «Колеса» встает под вопрос. «Надеюсь, что руководство города, назначая новых руководителей, поддержит театр организационно и финансово, — добавляет Чумаченко. — Считаю, что подобный шаг станет полезным и обратит внимание города на театр, который поддерживает и создает имидж города». А по сути, театр остался без руководства, и пока никто не сказал, что с ним будет после каникул.
Гремучая смесь
Не менее шумно выглядит ситуация, которая обнажилась после увольнения Верховена. Тольяттинской филармонией руководит Лидия Семенова, широко известная в профессиональных кругах как эффективный менеджер и человек, который имеет хороший музыкальный вкус. Причины, по которым уволился Верховен, по мнению сотрудников филармонии, лежат в плоскости личных отношений между ним и руководством филармонии, а точнее — руководителем концертного отдела и сестрой директора Еленой Семеновой.
В комментариях под материалом об увольнении Верховена анонимный сотрудник филармонии Анна пишет: «Алексей Верховен — настоящий профи своего дела с прекрасным образованием. К тому же добрейший человек! За него поэтому заступился коллектив. В статье написано, что Семенова — лучший директор, но не приводится ни одного достижения филармонии… У нее в филармонии еще сестра работает родная и третья сестра — в департаменте культуры…»
Далее в комментарии содержится предложение искоренить эту семейственность, оформленное в виде ругательства. Источники «ПТ», знакомые с ситуацией, отмечают, что возмущение части коллектива стилем управления, присущим обеим Семеновым, действительно имеет место быть. Часть претензий касается манеры общения руководства филармонии с подчиненными, а часть — того, как идет продвижение и развитие репертуара.
Другой аноним, Алексей, так комментирует случившееся: «В филармонии постоянно происходят какие-то гонения на талантливых людей, которые видят творческий процесс по-другому, и этот взгляд высоко ценится публикой. А публика голосует рублем. Это из зависти к чужому успеху? Очень похоже. Хотелось бы только, чтобы филармония сама зарабатывала себе деньги, а не содержалась за наш счет, счет налогоплательщиков. Ибо тогда директор была бы более осмотрительна в своих «царских» замашках».
«Много раз Верховен настаивал на том, что нужно продвигать симфонический оркестр! Почему на афишах пишется имя приглашенных звезд далеко не первой величины, а имя оркестра ставится мелким шрифтом? — повторяет вопрос дирижера собеседник «Панорамы Тольятти». — Вместо Верховена, конечно, найдут другого дирижера. Сейчас их больше, чем оркестров. Некоторые готовы сами платить, чтобы дирижировать, но от сложившихся порядков страдал не только Верховен».
Некоторое время назад филармонию покинули 5 сотрудников оркестров, и сделали это не на эмоциях. «Ребята перебрались в Ульяновск, банально из-за денег, — рассказывает одна из их коллег. — Там им предложили заработки от 50-70 тысяч. Здесь они едва ли дотягивали до 30». Похоже, когда близкие к руководству филармонии источники распространяют информацию о ее финансовых успехах, они их несколько преувеличивают. Однако в соседнем с ней учреждении — Тольяттинской консерватории — всё еще сложнее.
Не угадал мелодию
Все три упомянутых учреждения зависят от местного бюджета, но руководство администрации Тольятти приняло решение придерживаться норм, установленных Бюджетным кодексом, которые к тому же позволяют экономить на содержании культурных учреждений. «Ситуация объясняется нам таким образом: в Бюджетном кодексе есть статья 107.1. Она об ограничениях по финансированию организаций и учреждений, которые в полномочия города не входят», — пояснил «Площади Свободы» ректор консерватории Евгений Прасолов.
Консерваторию можно было бы передать на баланс области, но, по имеющейся информации, этим ресурсом воспользуются Тольяттинская филармония и ДКИТ. «Понять выбор между консерваторией и филармонией в пользу последней можно, — считают источники «Панорамы Тольятти». — Филармония — состоявшийся проект, который окупает себя гораздо лучше. Содержать консерваторию ради 20 студентов можно было в тучные времена, сейчас это действительно выглядит расточительством».
Осталось ответить на вопрос, почему среди претендентов на бюджет области значится ДКИТ, а не театр «Колесо». Возможно, это связано с тем, как осваивались средства вышестоящих бюджетов последние несколько лет. Скандалы сопровождали реконструкцию театра с самого начала. В 2013 году театр подвел подрядчик, который проводил капремонт малого зала, сцены и сценического оборудования. Проверка прокуратуры показала, что цены были завышены. Тогда сумма работ составляла 22,3 млн рублей.
В 2015 году контрольно-счетная палата Тольятти провела проверку и выяснила, что 28,5 млн рублей на проект реконструкции бывшего развлекательного центра «Пирамида» были выделены неправомерно. В 2017 год театр попадает в программу празднования 50-летия АВТОВАЗа. Стоимость работ по проектированию новой сцены театра вместо «Пирамиды» оценивается в 638,3 млн рублей.
Новости этого года: «По информации заместителя главы Тольятти по имуществу и градостроительству Олега Захарова, администрацией города рассматривается возможность включения этого объекта в программу приватизации и, соответственно, продажи». Нельзя сказать, что к ДКИТ все это время не было претензий у тех, кто следил за расходованием бюджетных средств. Но его реконструкция не была флагманским проектом развития, каким стали проекты «Колеса».
Ни филармония, ни ДКИТ не выглядели такой проблемой, какой стали преобразования «Колеса» и консерватории, полагают источники «ПТ». Хотя, если им окажут помощь, манны небесной на них не посыплется. В местном искусстве останутся работать только те, кто готов работать за еду и любовь к профессии. И еще — заглядывать при этом в глаза руководству с особым чувством, подчеркивают наши собеседники. Таланты будут уезжать, не уволятся только чиновники.
Комментарий
Марина Козлова, руководитель департамента культуры администрации Тольятти:
— Тольяттинская филармония и центр «Автоград» являются муниципальными учреждениями. Мы формируем бюджет на 2022 год, а они формируют планы. Работа идет в спокойном порядке. Что касается Тольяттинской консерватории, то здесь вступила в силу статья Бюджетного кодекса РФ о том, что муниципальное образование со средним уровнем долговой устойчивости не имеет права финансировать свои права. Не полномочия и обязанности, а именно права. Высшее образование является правом муниципалитета, поэтому сейчас решается вопрос и ищутся варианты выхода из этой ситуации. Но Бюджетный кодекс говорит, что с 1 января 2022 года муниципалитет не может финансировать свои права.
Директор «Колеса» уволилась по личным обстоятельствам, художественный руководитель и режиссер, видимо, были командой директора. Они имеют право уйти по собственному желанию. Финансирование всех муниципальных учреждений ведется на основе утвержденного бюджета. На протяжении последних 5 лет сильного уклона в сторону уменьшения или увеличения ни у кого из учреждений культуры не было. Это стабильная и стандартная ситуация.
Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» № 15 (1021) от 26 июля 2021 г.