Проверить на себе эффект Баха может любой желающий! Достаточно, выполняя свою ежедневную работу, делать это в унисон с творениями великого автора. Мир Баха необъятен и безграничен — в нем есть место для каждого!
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор и органист XVIII века. При жизни он не получил заслуженного признания. Впервые интерес к его музыке возник спустя 100 лет после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». В эти же годы в Германии впервые было издано полное собрание баховских сочинений.
Сегодня музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Даже спустя 270 лет после смерти музыканта интерес к ней не только не пропадает, но даже, наоборот, все возрастает.
«Эффект Баха». Что это такое? А вот что.
Неизвестно, думал ли Иоганн Себастьян Бах 300 с лишним лет назад о шедевральности своих творений, сочиняя их часами. Но великие произведения не перестают удивлять и лечить людей на протяжении многих лет. И сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что классическая музыка творит чудеса, поэтому ее нередко используют в музыкотерапии.
Главный рычаг нашего организма — мозг. Музыка благотворно влияет на умственные процессы головного мозга, активизирует его работу. Центральная нервная система, в свою очередь, дает импульсы, своеобразные «задания» остальным органам.
Композиции Баха играют особую роль в воздействии на организм человека. Они повышают иммунитет, помогают при гипертонии, ускоряют процесс лечения дыхательной и пищеварительной систем, помогают отвлечься от боли при ревматизме, повышают работоспособность и производительность, помогают справляться со стрессами и тревожностью, снимают раздражение, восстанавливают спокойствие и чувство удовлетворенности, избавляют от обиды и зависти.
Невероятно, но факт: мелодии Баха в мажоре эффективны при онкологических заболеваниях, а его минорные симфонии упрощают процесс запоминания информации, улучшают логическое мышление и способствуют развитию математических знаний.
Проверить на себе эффект Баха может любой желающий! Достаточно, выполняя свою ежедневную работу, делать это в унисон с творениями великого автора. Мир Баха необъятен и безграничен — в нем есть место для каждого!
Итак.
Заветная тетрадь
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.
Иоганн Себастьян Бах родился 21(31) марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом.
Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но занятия проходили однообразно и скучно. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он, узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, тайком по ночам доставал ее и переписывал ноты при лунном свете.
Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
Самостоятельная жизнь
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он окончил гимназию и получил право поступить в университет. Но использовать это право не пришлось, так как нужно было добывать средства к существованию.
В течение жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же — неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но, как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор свое отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Но стал совершенствовать и шлифовать свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался одной областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха.
В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден, достигнет того же». Давая совет, Бах не предусмотрел наличие таланта. А ведь именно этот редчайший дар позволяет одним завоевать мир на многие поколения, а другим — так и остаться не замеченными.
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая токката и фуга ре минор и знаменитая пассакалия до-минор.
При дворе принца Кетенского
В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине.
Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству и писал пьесы для занятий со своим старшим сыном — Вильгельмом Фридеманом.
В Кетене Бах создал «французские» и «английские» сюиты, закончил 24 прелюдии и фуги. Сегодня пьесы Баха для клавира можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
В роли лейпцигского кантора
Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки.
Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение».
Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству. Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции, в исполнении которых участвуют солисты, хор, оркестр, орган.
Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.
Но основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки! Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.
Единственная отрада
Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
Смерть 65-летнего Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.
Материал подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»