Жить достойно непросто, да и добрые дела надо уметь делать

08.03.2019 18:30 2
Жить достойно непросто, да и добрые дела надо уметь делать

В календаре, кроме традиционных праздников, порой увидишь другие даты и порадуешься: День дарения книг, День спонтанной доброты. Даже звучит хорошо, не говоря уже о содержании.

Дарить книги очень приятно. В советское время хорошая книга, которую было не просто купить, вообще считалась одним из самых ценных подарков. Теперь – кому как, большинству горожан книги, к сожалению, не нужны. Я, например, свое немаленькое книжное собрание постепенно отдаю в библиотеки, там произведения классиков, ученых с мировым именем найдут заинтересованных читателей.

День дарения книг появился благодаря Эмми Бродмур, основательницы в США специализированного сайта. В наших условиях дарить книги можно детским домам, интернатам, домам престарелых и инвалидов, у них вряд ли есть средства для пополнения библиотек. Можно – тюрьмам, где и читать любят, благо много времени, и размышлять о жизни.
День спонтанной доброты появился тоже в США, там проводятся благотворительные мероприятия, в которых участвуют известные политики, актеры, общественные деятели. Девиз таких акций – нужно стараться проявлять доброту бескорыстно и безгранично, не ждать благодарности и похвалы. Ведь неискренность и популизм в таком деле – уже не доброта, а нечто другое.

В России этот праздник пока не очень прижился потому, что у нас благотворительность и прочие добрые дела часто делаются с неким расчетом. В Тольятти мы с такими «благотворителями года» не раз сталкивались – все абсолютно напоказ. Зато свою выгоду и полученную награду они вполне «отработали». Теперь, когда все пошло для них не очень, куда-то доброта подевалась. Вероятно, не до чужих забот и проблем, свои бы расхлебать.

Как известно, милосердие может быть только смыслом жизни, а не придатком к обязанностям. Нам часто рассказывают, да и сами мы видим, как наши состоятельные сограждане «делятся» с бедными. В одном из псалмов сказано: «Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню». Точное выражение, потому что в большинстве случаев капиталы в России построены на хищениях.

Сейчас даже на государственную службу идут из корысти, не стесняясь ни греха, ни порока. И это несмотря на, казалось бы, большое влияние православной церкви.
Недавно отмечали 10-летие интронизации патриарха Кирилла. Соответственно, подвели итоги: за 10 лет – 10 тысяч новых приходов, на 30 процентов больше – количество священиков и всего на 2 процента – посещающих храмы, даже на Пасху.

В Древней Руси удаляли детей от всего, что могло возбудить нецеломудренные мысли. Им не позволялось присутствовать на пиршествах, скрывали от них соблазнительные сочинения, ограждали от людей зазорного, неприличного поведения, приучали к скромности, умеренности, воздержанию. Родители, понимая важность, сами занимались воспитанием.

Теперь общество потребления поощряет иметь побольше, желать покруче. У знакомой семьи – пятилетняя дочь, у которой уже полная, без преувеличения, комната игрушек. Играть – не переиграть целый век, а ей покупают еще. Всего этого детская психика не выдерживает – ребенок, как и многие сверстники, нервный, избалованный и непочтительный к старшим.
В прежние времена родители могли дать и ремня, без злого умысла. И часто такое наказание шло на пользу. Родительская оплеуха и родительская ласка – все делалось от любви. Теперь не моги – засудят.

Любая ложь превращается в истину, когда это выгодно, когда надо задурить народ. Земная жизнь нам дана для испытания, чтобы расположить наши сердца к любви и милосердию, к сочувствию и состраданию. Кто и где сегодня этому учит? Жить достойно непросто, да и добрые дела надо уметь делать.

У старцев существовал очень простой способ определять человека с душевной болезнью: ставились 10 стаканов с водой, из них 9 – с водой освященной. Душевнобольной всегда выбирал стакан с неосвященной водой…

У нас многое обозначают ничего не значащими словами. Коррупционер, к примеру, говоря проще – вор, мздоимец. Иуда с чего начинал свое предательство? С воровства, он воровал деньги из общего «бюджета» апостолов – ящика, куда складывались пожертвования. Сребролюбие ожесточает сердце человека, который начинает презирать бедных. Видимо, это имел в виду Христос, когда говорил, что трудно богатому войти в царствие небесное. Имея лишние деньги, богатый вместо того, чтобы раздать бедным, предпочитает истратить их на свои удовольствия.

Истинная благотворительность, по словам апостола, должна быть от чистого сердца и совести. До революции почти все щедрые благотворители были старообрядцами, то есть истинно верующими. Они знали – Бог дал, и помощь, оказываемая другим, возвращается сторицей. Бедные тоже разные: кому-то лишь бы получить помощь, а кто-то живет в нищете.

Разобраться порой трудно, поэтому раньше состоятельные люди вкладывались в общественную благотворительность – строили больницы, содержали приюты, театры. Нынешние «с барского плеча» отмахнутся в некие фонды, где средства успешно тратят на себя пристроившиеся ловкачи.

В заключение можно с грустью подвести итоги: в деле благотворительности у нас то же самое, что и везде – хватай и живи на всю катушку, а после нас – хоть война гиперзвуковых ракет.

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 9 (1240) 07.03.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Вниманию посетителей! Мы временно отключили возможность комментирования новостей в связи с частыми призывами к противоправным действиям и насилию со стороны некоторых посетителей. Надеемся на Ваше понимание. С уважением, редакция "Осведомителя".

 
Последние новости